«Дневной Дозор», как и ожидалось, побил все рекорды кассовых сборов. Уже в начале года его посмотрело несколько миллионов зрителей. И если об идее фильма и его художественных особенностях можно спорить, то очевидна, как ни странно, польза от самих этих споров. Судите сами, несколько миллионов человек благодаря очередному «Дозору» обратились к вечной проблеме противостояния Добра и Зла, сил Света и Тьмы. Согласитесь, не часто мы с вами задумываемся о подобных вопросах. И пусть образы Рыцарей Света и Тьмы получились неоднозначными, но даже в этой неоднозначности каждый, наверное, примерял на себя те или иные ситуации, через которые проходили герои фильма.

 Огорчает только, что в прокате фильм отнесли к «фэнтези». То есть по жанру он, конечно же, «фэнтези», а огорчает то, что зритель изначально настраивается воспринимать фильм как сказку. Красивую, благородную, но все-таки только сказку. И после фильма остается своего рода тоска по некоторым персонажам, покорившим тебя кто неподдельной чистотой, кто смелостью, кто мудростью и благородством. Выходит, сказка сказкой, а в реальной жизни, нам не встретить тех самых настоящих рыцарей Света, берущих на себя непростую задачу защищать мир от происков темных? И недалек, похоже, тот час, когда с телевизионного экрана мы с вами услышим: «Папа, а настоящие рыцари существуют?» - «Нет, сынок, это фантастика». А что же тогда делать дамам, мечтающим о рыцаре на белом коне? Как быть юношам, зачитывающимся рыцарскими романами? Воспринимать рыцарей и рыцарство как пережиток Средневековья и вдохновляться современными идеалами типа Рэмбо? Неужели навсегда исчезли из нашей жизни благородные рыцари, готовые с одинаковым рвением защищать справедливость и честь Дамы?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами придется вначале разобраться в самой природе рыцарства. И поможет нам в этом одна старинная легенда, рассказывающая о том, как рыцарство родилось на земле. В этой легенде говорится о непрекращающейся войне на Небесах между воинствами Света и Тьмы, которая идет за обладание священной Осью Мира. Ось Мира, созданная в незапамятные времена самим Творцом, содержит в себе универсальные, общечеловеческие ценности: любовь, добро, справедливость, сострадание, мудрость. Именно вокруг них и благодаря им, согласно легенде, начинает вращаться мир. И сколько существует мир, столько идет война сил Света и Тьмы за право обладания Осью Мира, и нет в этой войне победителя, потому что не сотворен еще тот, кто может выбирать, кто наделен свободой выбора. Но вот Творение доходит до Земли и людей, и война начинает идти за их души: темная сторона пытается завладеть теми из людей, в ком есть пороки, в ком есть, за что ей зацепиться. И от окончательного выбора каждого из нас зависит исход войны сил Света и Тьмы…

Галахад

Именно в это время, согласно легенде, на Земле рождается Рыцарство: люди, готовые верой и правдой постоять за добро и справедливость, защитить Ось Мира, то есть гарантировать присутствие в этом мире универсальных ценностей. Таким образом, легенда говорит нам о рыцарстве не как об историческом явлении, а как об особой категории душ, имеющих в этом мире определенную миссию: защищать других людей и весь мир от разрушения и посягательств на все самое святое и сокровенное. Частью миссии Рыцарства, согласно легенде, является в самые трудные и темные времена брать на себя ответственность за судьбы людей, за восстановление добра и справедливости. Когда, как пишет Раймон Луллий «иссякли в мире милосердие, преданность, справедливость и правда; утвердились враждебность, вероломство, несправедливость и ложь, замешательством и смятением был охвачен народ», тогда вновь пришло время рыцарям взяться за дело. Таким образом, рыцарство – это не только историческое явление. Это, прежде всего, подход, реакция на несправедливость и страдания других людей.

В этом смысле рыцари и Рыцарство появлялись в истории неоднократно. Рыцарями в самом высоком смысле этого слова можно назвать последних неоплатоников, до конца защищавших Александрийскую библиотеку и позволивших спасти часть ее сокровищ. Рыцарского звания без сомнения достоин Джордано Бруно, проповедовавший учение о множественности миров и о человеке во времена Инквизиции. Рыцарский, по сути, подход проявили тибетцы, спасшие ценнейшие книги от уничтожения китайцами во время оккупации Тибета. Рыцарский дух руководил тремястами спартанцами античности и пятьюстами защитниками Шлиссельбургской крепости во время Великой отечественной войны. Все это было. Ну а где же наши, современные рыцари? Почему мы их не видим? Или что-то мешает современному мужчине быть рыцарем в вышеупомянутом понимании этого слова?

В некотором смысле, да, мешает. В повседневной жизни мы часто руководствуемся общепринятыми представлениями о том, каким должен быть настоящий мужчина, не задумываясь глубоко о природе мужчины как такового. Справедливо считается, что «сильная половина» настроена, прежде всего, на отдачу, на проявление вовне, на завоевание. Но завоевывать мы можем только то, что попадает в поле нашего зрения, что понятно и доступно нашему сознанию. Вот и завоевываем мы постоянно материальные блага, место в обществе, славу: то, что очевидно, что понятно и доступно всем. А вне нашего сознания порой остаются вещи более тонкие, но не менее необходимые нашей душе: достоинство, благородство, честь, справедливость, сострадание, душевная тонкость, чувство долга. Эти понятия лишь в течение последнего столетия стали «непопулярными». Считается, что без них можно прожить, но разве не менее важно, как прожить? И разве не очевидно, что вместе с тем, как мы строим свое материальное благосостояние, нам просто необходимо позаботиться о построении хотя бы элементарного внутреннего мира?

рыцарьОбязательное внимание к формированию внутреннего мира мужчины всегда было составной частью рыцарского пути. В «Похвале новому рыцарству» один из духовных лидеров Средневековья Бернар Клервосский образно пишет, что настоящий рыцарь должен владеть двумя мечами: одним сражаться с врагами, со «злом во плоти», другим – с самим собой, одерживая победы на духовном фронте. «…Когда видишь человека, мужественно опоясывающего себя обоими этими мечами, кто не сочтет это достойным всяческого удивления, тем более что ранее такого не случалось!» Кодексы чести всегда сопровождали рыцарские ордены, давая четкие моральные и нравственные установки.1 Эти кодексы менялись по объему и форме, но всегда передавали основные постулаты рыцарства, и по сей день остающиеся неизменными. Некоторые из них могут оказаться небесполезными и для нас с вами:

Не идти на компромиссы с собственной совестью.
Чувство долга является врожденным для каждого мужчины, и, как правило, мы всегда знаем, как следует поступать в той или иной ситуации. Представьте себе, что вы видите лежащего на улице человека. Первая реакция? Помочь. А дальше приходят разные мысли, объясняющие, почему не стоит этого делать: я некомпетентен, я спешу, может, и ничего, сам справится… Первая (и самая справедливая) мысль уже забыта. С подобными ситуациями мы сталкиваемся постоянно в самых разных областях нашей жизни. Очень важно научиться их распознавать и найти силы следовать внутреннему голосу, подсказывающему пусть трудное, но справедливое решение. Из таких пусть маленьких, но постоянных побед постепенно выковывается клинок силы духа.

Реагировать быстро, не откладывать «на потом».
Волевые качества всегда считались достоинством настоящего мужчины. Только иногда воля почему-то воспринимается исключительно как способность подавлять своей волей чужую. При этом забывается, что это лишь одно, при том не самое красивое проявление воли. Истинная же сила воли дает способность действовать в том момент, когда принято решение. Не рассуждать, не сомневаться, а действовать, преодолевая самого себя и обстоятельства. Привычка действовать в тот момент, когда это необходимо, воспитывается тренировкой. Она дает возможность не упускать дарованные судьбой шансы.

Работать руками, созидать. Не довольствоваться готовым.
Мужчина по своей природе всегда творец, созидатель, а не разрушитель. Для него жизненно важно уметь создавать что-то своими собственными руками. Это важно не столько с профессиональной точки зрения, сколько для того, чтобы душа наша не теряла навык творить. К сожалению, в последнее время благодаря техническому и технологическому прогрессу мы начисто лишены такой возможности. Любую вещь проще купить, чем сделать или даже починить. Но ведь «проще» не означает «правильнее». И поэтому так важно для современного мужчины иметь время на то, чтобы заняться каким-либо прикладным творчеством. На худой конец – просто что-то отремонтировать. Но не отнести в сервис, а сделать своими руками.

Иметь собственное кредо.
Во все времена рыцари служили идеалам. В этом нет ничего пафосного: нам важно знать, во что мы верим, зачем, ради кого и чего мы живем. Эти вещи не могут быть абстрактными, их надо очень и очень четко для себя сформулировать. Ведь в трудные моменты жизни мы будем возвращаться именно к этим, священным для нас понятиям. И чем четче они будут для нас определены, тем проще будет принимать решение, когда судьба в очередной раз поставит перед выбором.

Любить.
Идеал Прекрасной Дамы связан с рыцарством неразрывно. Казалось бы, рыцарь, волевые качества и… сентименты? Но ведь, как уже говорилось, для мужчины важно служить и защищать, а для этого, в свою очередь, необходимо очень хорошо понимать, кому служить и что защищать. Для этого грубость должна уступить место душевной тонкости и красоте, позволяющим глубже и гармоничнее постигать окружающий мир. Платон говорил, что в воспитании мужчины, воина важную роль играет искусство, потому что оно «размягчает» его душу, делает ее чувствительней. К этому можно добавить, что любовь пробуждает сердце мужчины, делая его способным воспринимать чужие боли и радости как свои собственные. И не так важно, что это за любовь: к своей второй половине, детям, другим людям. Важно, чтобы она была.

Вместо заключения

        Все-таки в одном «Дозоры» остаются «фэнтези», сказкой. По сюжету фильма Светлые и Темные силы там заключают перемирие, на грани которого и балансируют герои фильма. В жизни такого не бывает, ибо никогда не договорятся между собой Свет и Тьма. Согласно легенде об основании рыцарства, всегда будут сражаться они. Но не между собой, а за людей, за нас с вами. Эта борьба, невидимая, но очень конкретная, говорит легенда, идет с тех пор, как существует человечество. И поэтому никогда, даже в наше время не исчезнет на Земле потребность в рыцарях, стоящих, по сути, в Вечном Дозоре, сменяя друг друга на этом посту. Вглядитесь внимательнее в лица окружающих вас. Может быть, вы кого-то узнаете? Тогда, возможно, и вашем сердце заговорит та глубинная потребность, о которой пишет знаменитый Вольфрам Эшенбах в своем «Парцифале»:

     Но высшая из всех побед —
     Проживши жизнь, увидеть свет,
     Не призрачный, а настоящий,
     От чистой Правды исходящий,
     Не просто по миру брести,
     А Истину вдруг обрести...

You have no rights to post comments