Ни один человек, будь то мужчина или женщина, не знает своих моральных сил, пока не испытает их на деле. Есть тысячи людей, которых мир считает достойными и заслуживающими уважения, потому что никогда они не подвергались испытаниям.
Е. П. Блаватская
Я могу! Я могу!
Проблемы приходят не для того, чтобы раздавить нас, а для того, чтобы подвергнуть испытаниям нашу способность решать их. И если мы не пробуем находить новые способы продвижения вперед, даже если обстоятельства становятся еще тяжелее, наш страх будет расти, а неуверенность — пропорционально увеличиваться.
У каждой проблемы есть решение, и его нужно найти. Конечно, при этом нельзя претендовать на то, что мы найдем совершенное или окончательное решение. Совершенное и окончательное — цветы не из этого мира. Существуют лишь более или менее удачные решения, они дадут нам возможность двигаться дальше; потом мы сможем совершенствовать их или менять по мере того, как будут возникать новые проблемы, — а в школе жизни это неизбежно.
Но нужно пытаться снова и снова, нужно использовать собственные силы, нужно осмеливаться делать первый шаг и не пасовать перед неудачами. Как и во всем, что связано с обучением, здесь необходимо пытаться, ошибаться и исправлять ошибки. Но насколько же становится спокойнее, когда мы чувствуем, что можем, когда те, пусть небольшие, силы, что спят в нас, начинают просыпаться! «Я могу, я могу!» — вот что должны мы постоянно повторять, чтобы дать выход нашим естественным человеческим потенциалам.
Искусство задавать вопросы и искусство слышать ответы
Задавать вопросы — это хорошо, но не очень хорошо задавать их слишком много, иначе можно стать зависимым от постоянных указаний извне. Нужно уметь задавать вопросы и самостоятельно находить ответы — один или несколько. Если ни один из них нас не удовлетворит, тогда можно прибегнуть к чьей-то помощи.
Путь истинного познания не пролегает через игру в вопросы и ответы, через жонглирование умозаключениями, не имеющее ни смысла, ни результата. Познание происходит спокойно, размеренно, чтобы находилось место и размышлениям, и внутреннему усвоению: вопрос — это открытая дверь, а ответ — новый персонаж, входящий в нее, чтобы стать частью нашей жизни. Нужно давать место ответам — персонажам, которые вносят достойный вклад в нашу внутреннюю жизнь.
Попробуем?
Никто не умеет хорошо делать что-то с первого раза. Каждому, включая великих мудрецов и Учителей мудрости, требуется какое-то время для практики и обучения. Каждый — в том числе и мы, — пытаясь применять получаемые знания, совершает ошибки и учится на них. И каждый, кто честно пытается делать это, мало-помалу продвигается вперед. Задача не в том, чтобы автоматически повторять какие-то действия. Важно, делая что-то, стараться смотреть на себя со стороны, чтобы проверять, ошибаемся мы или, несмотря на все ошибки, все же движемся вперед, постепенно делая себя лучше.
Но осторожно! Хотя мы порой думаем, что стали лучше — и мы действительно становимся лучше, это не уберегает нас от шага назад, к тем ошибкам, которые мы считали уже исправленными. Но не надо бояться: если мы и делаем «шаг назад», то только потому, что одолели не так много ступенек, как полагали, или потому, что завоеванные нами позиции требуют укрепления. Разница между ошибкой, совершаемой первый раз, и «шагом назад» состоит в том, что во втором случае мы лучше осознаем происходящее, а это уже много. Этого достаточно, чтобы продолжать попытки.
Наш учитель — жизнь
Для нас принципиально важно понимать, что происходящее с нами имеет разумное основание и что судьба, жизнь, боги, как ни называй цепь причин и последствий, — все это не причудливая игра случая.
Чтобы выйти победителем из испытания, каким бы сложным ни было оно поначалу, нужно понимать его причины, все те многочисленные причины, которые привели к нему — к той ситуации, в которой мы сейчас оказались.
Узнать причины — это первый шаг из тех, которые необходимо сделать, чтобы добраться до решения. Но одного его недостаточно, чтобы решить проблему.
Если знание ограничивается планом ума или, в лучшем случае, производит на нас какое-то эмоциональное воздействие, но естественным образом не выливается в действие, оно выхолащивается.
Второй шаг, необходимый для того, чтобы карма1 выполнила свою воспитательную функцию по отношению к человеку, — начать действовать.
Итак, представим, что мы стоим перед каким-то жизненным испытанием. Мы проанализировали его возможные причины. Теперь нужно составить план действий и выполнить его, применить на практике. Это особенно важно: применить его на практике. Не имеет значения, что придуманный нами план не идеален, что он не покончит с проблемами раз и навсегда. Лучше действовать и ошибаться, чем оставаться в бездействии из-за страха ошибиться. Тот, кто ошибается, но делает что-то, одновременно совершает усилие, упражняясь в движении, в развитии, разрушает инерцию и побеждает страх. И даже более того: он развивает свой ум и постепенно учится понимать, какие решения удачнее и эффективнее.
1 Карма — согласно индийской философии, закон, связывающий причины с соответствующими последствиями, когда каждое действие вызывает свою реакцию, свой эффект.
Из книги Делии Стейнберг Гусман "Философия как образ жизни"