Илья Кнабенгоф, более известный как Илья Чёрт, лидер рок-группы «Пилот», — один из тех музыкантов, в ком живёт дух рок-н-ролла. Его песни такие же искренние, как он сам, и после них остаётся много вопросов. В поисках ответов на них мы обратились к самому Илье.
- Илья, Борис Гребенщиков как-то сказал, что существуют два типа людей: одни верят в то, что наступит конец света, другие — в то, что наступят новые времена. К какому типу вы себя отнесёте?
Илья Чёрт - лидер рок-группы "Пилот" |
Я человек, который знает, что он только временно «человек», поскольку носит такую внешнюю форму. «Человек» — название моего временного «скафандра» или, скажем, марка «пальто». На самом же деле я существо вечное, как и все вокруг. Я никогда не рождался и никогда не умирал. Я не могу умереть, даже если бы хотел это сделать, ибо я сам и есть Жизнь, как и все остальные живые существа.
Форма не имеет значения. Любая материальная форма, которая когда-либо рождалась, будет уничтожена. Это касается любого физического тела, любого существа, это также касается и планеты, и любой звезды, и всей материальной вселенной в целом. Но если существо осознало себя как вечную душу, это не должно его особенно волновать, потому что оно уже не привязано к «пальто». Если оно к чему-то привязано, это просто временный выбор, вот и всё. Оно может выбрать — например, привязаться к любимой собачке и, грубо говоря, плакать, когда она умрёт, или же улыбнуться и сказать: «Счастливого пути! Родись кем-нибудь другим!»
Ч/Б |
Поэтому никакого конца света быть не может в принципе. Миры возникают и уничтожаются. Это как капли дождя: они падают, испаряются, потом конденсируются в облаках, и снова падают, и снова испаряются. Это вечное движение. И каждая капля когда-либо канет в океан. Этот мир тоже уничтожится рано или поздно, но ничего страшного в этом нет, это естественный процесс природы.
- А как же любимая собачка? С ней мы расстаёмся или не расстаёмся?
Мы не можем расстаться, потому что мы никогда вообще не расставались. Ни с кем! Все живые существа — это Один и тот же в разных обличиях. Множественность — это игра. Если человек осознал себя внутри истинным своим Я, это его не вводит в заблуждение. Это то же самое, что смотреть сон и при этом понимать, что ты спишь, не вовлекаясь в него.
Все живые существа — это Один, который играет сам в себя через разные формы, смотрит на самого себя с разных точек зрения. Мы все — Один и тот же в буквальном, не переносном смысле. Мы можем быть в совершенно разных местах, временах, но мы неделимы и тотально взаимосвязаны друг с другом. Мы всегда были этим Одним. Мы всегда Им остаёмся. Мы не можем расстаться, потому что мы одно целое на все века.
- Хорошо звучит. Почти как у Ричарда Баха.
Хороший дядька. Наверное, это звучит точно так же, как у любого разумного человека, который осознал своё настоящее положение в мире. Таких людей очень много, не только Ричард Бах. Их тысячи, десятки тысяч на планете. Но это трудно понять умом, это нужно пережить. Тогда это станет не воображением, но опытом.
- Допустим, что мы переживаем это, мы понимаем, что мир таков. Что нам делать? Кто мы? Наблюдатели или участники?
Когда ты вернёшься |
Ты представляешь себя как нечто отделённое от всего остального, но это — фокус, не более. Это называется «ложное Эго». Так сказать, космическая шизофрения (смеётся) — когда существо забывает, кто оно на самом деле. Это собственное забвение, болезнь разума, вызванная Вечностью. Если существо думает, что есть «я», а есть «всё остальное», — оно пребывает в иллюзии. На самом деле ты никогда не был отделён от всего остального. Ты и здание, в котором ты сейчас сидишь, — это Один и тот же. Ни одна форма не является мёртвой. Вся материя, из которой всё сделано, — это материя сознания. Стенка за твоей спиной и диван, на котором ты сидишь, — все они являются застывшей энергией сознания. Он (хлопает по дивану) осознаёт, он ничем не отличается от тебя, его скорость восприятия мира другая. Его личность неописуема, но тем не менее. Ничто не является в этом мире мёртвым. НИЧТО. Всё сделано из Бога, а Бог — это энергия сознания в чистом виде, как одно из Его качеств.
- Но всё равно я — это я. Как это переживать, как это всё практически использовать? Ведь очень сложно выпрыгнуть из себя...
Ты сможешь это использовать практически только тогда, когда это знание станет твоим опытом. Не знанием ума, а пережитым опытом. Есть очень серьёзное различие. Знание, полученное на слух, знание ума — бессильно само по себе. Сколько бы ты ни читал книжек, сколько бы об этом ни смотрел фильмов, сколько бы ни присутствовал на лекциях мастеров, учителей — это ничего не изменит в тебе, если не станет частью твоего собственного опыта. Знание ума всё время находится на уровне сомнения. Такое знание не обладает силой трансформировать реальность и тебя самого, и ты не можешь ничего изменить ни в себе, ни в мире.
Карма |
Но, допустим, ты начинаешь действовать так, как будто бы ты уже согласен с полученным знанием. И всё сразу меняется, потому что каждый опытный шаг начинает порождать в тебе Силу того самого Света, о котором так много говорят. Он рождается внутри тебя, по-настоящему, и ты начинаешь переживать это на опыте. Это переводит знание в категорию «нет сомнений». Опыт говорит тебе: «Так и есть. Без всяких сомнений». И тогда ты вступаешь на поверхность воды и идёшь по воде, потому что у тебя нет сомнений. Ты знаешь, что ты и вода — Одно и то же: «Я иду по себе. Нет меня, нет воды. Всё есть Единое». Вот и всё. В идеале всё выглядит так.
- А что для вас рок-музыка?
Ну, с определённой точки зрения рок-н-ролл — это не только музыка, это некий стиль жизни. Это касается всего. Гарик Сукачёв недавно снял фильм про хиппи советских времён «Дом Солнца». Гениальный фильм, он хорошо передаёт атмосферу этого явления. Когда люди посреди унылой, серой, зацикленной на советской философии страны — Советского Союза — жили свободными. Они слушали хорошую музыку, они мыслили по-другому. Это как в сказке «Гадкий утёнок», когда ты вдруг ощущаешь себя лебедем среди уток, и тебе с ними не ужиться, потому что они тебя не понимают.
Так вот, ничего не изменилось с тех пор. Всё то же самое. Рок-н-ролльщик — это рок-н-ролльщик. Это трудно объяснить. Есть люди, которые пытаются играть рок-музыку на гитарах, но не являются рок-н-ролльщиками внутри. Слушатели это прекрасно понимают. Потому что видно разницу, когда человек пытается что-то строить из себя, хочет кем-то выглядеть и когда он таким является на самом деле. Рок-н-ролл — это внутренняя свобода. Когда ты живёшь своими решениями, своим вкусом, своим стилем. Когда все тебе, к примеру, говорят: «Ты знаешь, Илюха, носить кожаные штаны — это круто!» — а ты им отвечаешь: «Да мне нет дела, что круто, а что нет! Я есть я. Буду носить льняные шорты! Потому что это нравится мне!» Вот это Рок-н-ролл. Когда ты живёшь своей жизнью, а не жизнью чужих людей или общественного мнения. Когда ты не являешься тем, что о тебе думают другие.
А музыка — это просто средство выражения всего этого.
- Можете ли вы назвать песни, которые отражают ваши взгляды лучше всего?
Джедаи |
Дело в том, что у песни есть две составляющие. Есть просто слова, которые ты можешь воспринимать как текст. А есть внутренние ощущения. Вот как во сне: ты просыпаешься и помнишь переживания, ощущения от сна, но словами объяснить не можешь. Как не можешь объяснить, что ты чувствуешь, когда выходишь ранним морозным утром на улицу. Ты говоришь: «Ой, как кайфово!» А что кайфово? И ты не можешь объяснить. Это какое-то внутреннее ощущение. Здесь то же самое. Поэтому есть песни, которые мне близки с точки зрения человеческой «понималки», например песня «Мы есть То» или песня «Единожды Один». А есть песни, которые хотя и не напрямую говорят об этих ощущениях, но гораздо ближе мне по внутреннему содержанию. В этом плане, например, мне очень нравятся наши песни «48» и «Небо». В них есть магия бессловесности. Как во сне.
- А как мы можем друг другу помочь понять, ощутить, прожить, что мы все — Один и тот же?
Двумя способами. Для людей, которые не задаются такими вопросами, ты можешь помочь только личным примером, своей жизнью. То есть ты должен стать таким человеком, глядя на которого они бы сказали себе: «Чёрт возьми! Я хочу быть таким же, как он! Он знает какой-то секрет, какую-то тайну. Надо подойти к нему и спросить, как он это сделал!»
И тогда вступает в силу второй способ. Как мы можем помочь? Говорить правду, когда тебя спрашивают. Знание может передаваться только тогда, когда возник вопрос. Нет смысла человеку давать ответ, если нет вопроса. Этот ответ не будет услышан. Поэтому я очень негативно отношусь к практике «Свидетелей Иеговы», когда они в каждый дом стучатся, раздают свои книжки, или к практике монахов Харе Кришна, которые ходят и раздают «Бхагавад Гиту» направо и налево. Это пустая трата времени. Но когда человек задался вопросом, вот тогда ты должен ему ответить. Это твоя ответственность перед Богом. Если человек стремится к чему-то более созидательному, к более высшей версии самого себя, а ты знаешь ответ на его вопрос, ибо прошёл этот путь уже сам, — ты обязан ему дать ответ, правду.
- А если я не знаю ответа, но у меня есть вопрос?
Тогда ты должен идти к людям, которые знают ответ. Найти их легко. Критерий, по которому ищется учитель, очень прост. Ты находишь человека, на которого сам хочешь быть похожим. Ты просто смотришь на него и понимаешь это по внутреннему ощущению, по его словам, по его действиям, реакциям.
- Что-то резонирует?
Да, внутри возникает какой-то резонанс. И конечно, учителя можно узнать по его делам, по результатам его жизни, посмотреть, что он сделал. Не как он выглядит, но что является результатом всей его деятельности. Посмотреть на его учеников: счастливы ли они? Не просто ли это фанатики, которые за ним ходят и говорят: «О, наш учитель!» — и падают перед ним на колени? Настоящему учителю не нужно поклонение. У него нет желания власти, мало того — у него нет даже желания учить кого-то.
- Но он учит...
Он учит, потому что обязан это делать. Это его долг перед Богом, дхарма. Не перед людьми даже. И он это знает. Он обязан отдать это вселенной. В ведической культуре сказано: не имеет права назвать себя учителем тот, в ком есть хоть малейшее желание властвовать, иметь контроль над другими людьми. Он не имеет права назвать себя духовным учителем и нести духовное знание. Если ему нравится, что за ним ходят ученики, нравится поклонение его паствы, значит, это ложный учитель. Уважение к учителю — да. Поклонение — нет. Учитель — проводник, а не владелец того знания, которое он несёт. Он официант, а не повар, грубо говоря.
- А в том, что учитель учит учеников, его бремя или счастье?
Дхарма есть дхарма (смеётся), это служение Богу, твоё истинное дело в жизни. Выполняя свою дхарму, существо становится счастливым. Учитель счастлив от того, что он делает, от самого процесса, а не от учеников, которые его окружают. Кенгуру счастлив, что он прыгает, ёжик счастлив, что он бегает по лесу, собирает что-то на иголки. Змея счастлива ползать, рыба счастлива плавать, учитель счастлив, когда он передаёт знание. Это его природа, естество, он такой, какой есть. Знаете, есть такое выражение: «прийти в себя». Оно очень верно описывает этот процесс. Как только человек вспомнил, кто он, откуда он здесь и что он должен делать, — всё обретает осмысленность, полностью уходит страх. Ты никогда не будешь больше в одиночестве, никогда. Это слово ты просто забудешь. Тебя, как минимум, всегда будет двое — ты и Бог. До конца дней.
- А когда вы читаете лекции, это тоже ваш ответ на вопросы?
Ну, мне пишут на почту: приезжай, у нас есть много людей, у которых есть вопросы. Я приезжаю и отвечаю. Вот и всё.
Я не занимаюсь преподавательской деятельностью. Я считаю, что читать по плану лекции в университетах — это не очень-то разумно. Будут приходить люди, которым эти лекции не нужны, которых будут тащить силком, а они будут просиживать штаны и думать: «У-у, какой странный парень, что он тут несёт». Это будет та же пустая трата времени.
У каждого существа есть своя чаша боли и страданий, и, пока человек не выпьет эту чашу, он не обратится с вопросом по-настоящему. Поэтому нет смысла его одёргивать. Пускай идёт во тьму, он всё равно никуда не денется. Когда страдание переполнит его настолько, что его жизнь станет для него невыносимой, только тогда он сам начнёт искать ответы и задавать вопросы.
- То есть можно быть спокойным? Не терзать себя?
Каждому своё время. Ты не можешь переделать существо, которое живёт своими желаниями, своими «я хочу». Он пришёл в этот мир для этого. Он ушёл от Бога именно за этим — он хотел наслаждаться отдельно от Него. Он хотел получать своё наслаждение для себя лично, поэтому он здесь, это причина, по которой он рождается в этом мире. Мы хотим наслаждаться сами, хотим наслаждения не кому-то, а себе любимому. И пока существо не поймёт, что все эгоистические наслаждения приносят ему со временем только разочарования, отчаяние, пустоту, одиночество и больше ничего, пока это понимание не придёт, то, даже если хочешь помочь, это невозможно.
- Получается, развитие происходит через кризис, боль?
Это игра, божественная игра, чтобы обрести более высокий уровень самоосознания. Но эта игра очень серьёзна — с настоящими потерями, страхом, болью. Это не детские игрушки в песочнице. Это возможность ощутить, кто мы есть на самом деле. Наши игры очень серьёзны и отнюдь не глупы и не бессмысленны. В них заложена великая задача, великая цель. Во всём есть свой смысл, и он грандиозен.
Но можно сказать проще: ты не сможешь помочь наркоману, если он не признал, что он болен и не может справиться сам. В любом центре реабилитации алкоголиков и наркоманов тебе скажут, что это главное правило. Человек должен прийти и сказать: «Я алкоголик, я наркоман, я болен и не могу справиться сам со своей проблемой, помогите мне». То есть помощь начинается с признания собственной слабости. Человек должен прийти и сказать: «Я в несчастии, я потерялся в этом мире. Что мне делать? Я не знаю, зачем я живу, я не знаю, кто я. Помогите мне». С этого начинается путь. Мудрость начинается с признания себя дураком.
- А у вас самого бывают в жизни кризисы?
Конечно. Я не просветлённый человек, в этом всё дело. Я не учитель. Я знаю о просветлении, я знаю, что это за ощущение, но не настолько контролирую себя, чтобы пребывать в этом состоянии устойчиво, постоянно. Есть различие между пробуждённым человеком и просветлённым. Первый — уже на пути и знает дорогу. Второй — достиг цели. Я могу сказать, что знаю пути к этому, ибо пережил это. Но я не являюсь просветлённым, потому что всё-таки часто погружаюсь обратно в иллюзию. Я начинаю снова и снова играть в человека, забываюсь. Я тренирую свой разум, чтобы находиться в пробуждённом состоянии, но не достиг такой высоты, чтобы находиться в нём 24 часа в сутки. Я не могу пока этого сделать, но я знаю путь, куда и как идти.
Я могу подсказать кому-то, как этот путь найти, но не могу дать человеку ощущение просветлённости. Но людей, которые могут это, я знаю. И вот они, в отличие от меня, являются настоящими учителями, Мастерами.
- Что бы вы пожелали нашим читателям?
Я бы сказал две простые вещи, которые каждый человек может проверить на себе и понимание которых — одно из самых важных в жизни.
Во-первых, чтобы вы ни пожелали себе лично, для себя, это принесёт вам только страдания. Будь это игрушка мальчика в соседней песочнице, которую вы хотите отнять, или даже желание просветления себе. Если вы хотите это для себя лично, это принесёт вам страдание.
И из этого следует второе: чем быстрее вы поймёте, что бездна желаний «я» не имеет дна, тем быстрее вы придёте к ответу, как стать счастливыми в этой жизни.
Вопросы задавали Егор Думчев и Варвара Куделина