Китайский император эпохи Мин с символами власти (секирой и луком) |
Сегодня лук не ассоциируется с войной — это, скорее, экзотика. Для нас символ сражения — меч. В крайнем случае, копье. Однако удивительно, что в масштабе мировой истории и меч, и копье в качестве символов войны встречаются редко. Характерны они, прежде всего, для европейской цивилизации.
До появления огнестрельного оружия лук был оружием номер один практически везде — кроме Европы. Поэтому и знаем мы об искусстве стрельбы из лука так мало. А ведь сочетание духовной глубины и приверженности луку породило в древней Индии и средневековой Японии удивительные традиции…
Символ воинов, царей и шаманов
Древняя Индия, Япония, Китай, Корея — здесь сложно найти эпического героя с мечом в руках. Арджуна (главный герой «Бхагавадгиты»), Хоу И (мифический спаситель Китая), Насу-но Ёити (японский средневековый полководец-герой) — все они были мастерами-лучниками. Читая эпос о Гильгамеше, мы видим, что перед битвой в руки главному герою дают лук как особо ценное оружие, в то время как остальное (топоры, копья и секиры) просто раскладывают перед воином на выбор. В гомеровском эпосе описан могучий лук богоравного Одиссея. Лук здесь явно выступает символом воинской мощи.
Рама (седьмая аватара Вишну) натягивает лук Шивы в знак своего божественного происхождения |
Передовые отряды армий Ирана, Персии, Вавилона — тоже лучники. Лук у монголов, древних тюрков — символ воина. Сломался лук — беда батыру.
На Востоке, от Индии до Монголии, лук вплоть до XX века был символом воина и всегда присутствовал при рождении мальчика. Обычно его клали или подвешивали рядом с новорожденным.
Очевидно, что сила натяжения лука в «лучных» культурах символизировала и силу героя. Сюжет проверки героя путем установки тетивы встречается не только в древнегреческой «Одиссее», но и в индийском эпосе «Рамаяна».
Очевидно, что для царей древнего мира, у которых война была обычным делом, лук был и символом царской власти.
В Индии лук можно встретить в руках царей на монетах периодов Гуптов и Маурьев. «Дханурведа» — индийский трактат о воинском искусстве — называет лук оружием брахманов, духовных руководителей древнеиндийского общества. Да и само название произведения переводится как «Веда лука». Египетские фараоны на фресках вступают в битву с луком в руках.
Иранское блюдо со сценой царской охоты |
Почему сложилось так, что именно лук стал столь популярен в большинстве стран древнего мира? Сложно сказать. Безусловно, повлияло предпочтение дистанционного боя и развитая технология изготовления. В том числе — доступность подходящих материалов, которые было трудно найти в лесах Европы.
«Но… как же? — спросите вы. — Ведь самурай-то это, прежде всего, меч!» Лучше спросить так: «Почему европейцы считают символом самурая меч?» В первую очередь, надо полагать, из-за собственного интереса к мечам, обусловленного «постримской» культурой. Самураи классической эпохи даже называли свое искусство «кюба-но-мити» — «путь коня и лука», и трактатов о «пути лука» насчитывается не меньше, чем сочинений о «пути меча».
Еще один аспект символизма лука и стрелы можно назвать как «космическим», так и «ритуально-магическим». Очень ярко он проявляется в шаманизме и на тех территориях, где когда-то был распространен. На шаманских бубнах иногда изображался лук, объемлющий мир, а в этом мире — и звезды, и светила. Интересно, что камлание (традиционный шаманский ритуал) с луком вместо бубна было широко распространено от Алтая до Якутии. И до сих пор в Якутии, если у шамана нет бубна, он в руки берет лук. Лук и охватывает вселенную, и посылает воззвание шамана к небу. В Бурятии и по сей день сохранилось гадание с помощью выстрела вверх.
Как считают многие ученые, одна из религий, имеющих корни в шаманизме, — синтоизм, традиционная религия Японии. Множество «микрокосмических» ритуалов в синтоизме совершается с боевым луком в руках, и все они напоминают шаманские обряды ближайших соседей японцев на континенте. В одном из таких ритуалов священник символически с помощью лука, направленного в небеса, «связывается» с высшими силами, в другом — отпугивает «тьму». В японской традиции кончик верхнего плеча лука именуется «оконечием Солнца», нижний — «оконечием Луны». Таким образом, лук с натянутой между двумя оконечиями тетивой является моделью мироздания, которое образует жизнь за счет напряжения, возникающего между двумя противоположностями. Стоит отметить, что именно в Японии благодаря трансформации функции лука это оружие обрело второе рождение как инструмент духовной практики.
Манчжурский воин |
Сила концентрации
Есть в кюдо, японском традиционном искусстве стрельбы из лука, обряд — поклон в сторону мишени, и дело тут не только в ритуализме, свойственном японцам. Нетрудно догадаться, что к мишени в этом искусстве относятся как к учителю. Но каким образом и чему мишень может учить человека?
Очевидно, что речь идет, в первую очередь, о способности концентрации, развиваемой при стрельбе из лука. О том, что в этом искусстве успех зависит во многом от сосредоточения, говорят и современные нейрофизиологические исследования, и «преданья старины глубокой».
Средневековые самураи |
Так, к примеру, в «Махабхарате» можно найти яркий момент, где главный герой, Арджуна, обучается у мастера стрельбы из лука — Дроны.
Дрона повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит. Один сказал:
— Я вижу дерево и мишень на нем.
Второй ответил:
— Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе…
Все остальные отвечали примерно так же. Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
— Что ты видишь?
Тот ответил:
— Я не могу видеть ничего, кроме мишени.
И Дрона сказал:
— Только такой человек может попасть в цель.
При оттачивании мастерства речь идет о предельной концентрации — такой, при которой исчезает из поля зрения всё, кроме объекта созерцания. Такая концентрация достигается упорными тренировками — «выковыванием сознания», как говорит один современных из мастеров кюдо Редзи Ёкояма.
Совершенство концентрации подтверждается в кюдо, в том числе, таким титулом, как «Хяпатсу Хякучу» («сто выстрелов, сто попаданий»). В упражнении, выполняемом для его получения, лучник должен попасть в мишень сто раз из ста.
Концентрация рождает особую силу. Из культуры в культуру кочуют истории о том, как лучник на охоте, опасаясь нападения хищника, вкладывают всю волю в выстрел, а когда подходит к жертве, оказывается, что за зверя он принял камень. При этом стрела вошла в камень почти по самое оперение.
Сосредоточение, естественно вырабатываемое при стрельбе из лука, — одна из способностей сознания, которые тренируют волю и ведут человека за пределы его животной природы.
Мистика выстрела в кюдо
Мастера кюдо говорят, что выстрел — целая жизнь. Действительно, это целостный процесс, своеобразная модель деятельности человека, в которой можно найти всё — осознание цели, подготовку себя, средства, ритуал, самоотречение, результат…
Мастер кюдо |
В кюдо попасть в мишень — не главное. Результат имеет смысл лишь тогда, когда совершается правильный выстрел. Но загвоздка в том, что в результате правильного выстрела действует не человек. Выходит так, что ты хочешь попасть, для этого тренируешь правильный выстрел, а попадаешь в результате не ты. С концепцией «мусин» (отсутствие «Я») сталкивается любой практикующий дзенские искусства.
Как это происходит, описать невозможно, можно постараться дать общее представление в соответствии с наставлениями мастеров.
Можно сказать, что лучник «пропускает» мироздание, дзен-буддийское «Оно», на передний план сознания, отодвигая личное на задний план. Таким образом совершается выстрел как акт мироздания. При этом лучник не должен знать, когда стрела покинет тетиву. Правильный выстрел таков, что все происходит будто бы без лучника, который лишь созерцает результат: стрела оказалась в мишени. Как это произошло, он не знает, если знает — выстрел неправильный. «Лук никогда не должен знать, когда стреле с него слетать», — гласит японская поговорка.
Безусловно, подобную высокодуховную практику поддерживают не во всех школах кюдо — как правило, в школах, более близких дзен-буддизму. Но именно здесь лук обретает свою новую жизнь. Здесь заканчивается спорт и рождается искусство, в котором не важен момент соревнования. В котором ты либо «подключен», либо нет.
Вся техника, основой которой является расслабление, создана для отвлечения от результата и переключения на внутренние процессы — ритуал, концентрацию, отключение эгоистичного намерения.
Именно благодаря своему мистическому аспекту кюдо стало так популярно на Западе. А открыл это искусство для европейцев Ойген Херригель — философ-неокантианец, который обрел в кюдо то, чего ему так не хватало всю жизнь на родине, в Германии. Книга Херригеля «Дзен в искусстве стрельбы из лука» сегодня доступна и российскому читателю.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи