Утро ребенка начинается с молитвы. Волшебное элегическое утро и любимая мама. Первые три пьесы «Утренняя молитва», «Зимнее Утро» и «Мама» описывают появление человека в мире. Мир открывается светлыми образами церковного хора, тихого, нежного утра и дорогого маминого лица. Все только начинается, мир принимает маленького человека в добрые объятья.
Детский альбом, соч. 39: No. 1, Утренняя молитва · Михаил Плетнёв
Детский альбом, соч. 39: No. 2, Зимнее утро · Михаил Плетнёв
Детский альбом, соч. 39: No. 4, Мама · Михаил Плетнёв
Дальше, конечно, игра. Две пьесы: «Игра в лошадки» и «Марш деревянных солдатиков». Играть значит жить! Игра — любимое дело детей. А может, не только детей? Вспоминается П. Брейгель с его «Детскими играми».
Три пьесы про откуда-то взявшуюся куклу повторяют этапы жизни человека. «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы». Маленький человек как будто наблюдает со стороны, как живут другие люди. Впервые задумывается о рождении, смерти, болезни, о смысле существования. Зачем я здесь? Что будет, когда меня не станет?
После торжественно печальных «Похорон куклы» неожиданно ярко и легко звучит «Вальс», как гимн вечной жизни, неизбежная победа над смертью. (В детстве это был мой самый любимый момент). Столько целительного света, преображения печали в радость в этих звуках. Жизнь кружится в чудесном хороводе. Настало время танцев и песенок разных стран: польская «Мазурка», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», чешская «Полька». «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка».
Петр Ильич очень любил Россию, русскую музыку – полноводную, душевную и такую родную. Кроме того, он много путешествовал, подолгу жил в Италии. Наверно поэтому итальянских песенок в цикле целых две. Италия его притягивала. Считается, что в любимой Флоренции ему пришла идея написать цикл пьес для детей. Так вдохновил его флорентийский мальчик, уличный певец Витторио. Многоцветье целого мира разворачивается прекрасным калейдоскопом мелодий.
«Сладкая греза» — элегическая грусть, разлитая в светлом воспоминании о прожитом дне. Кажется, что все вокруг, вся жизнь погружается в сон. Парадоксально ярко звучит следующая «Песня Жаворонка». В длинной ночи слышны радостные трели маленькой птички. Весна не за горами. Она рождается в самом сердце зимы. Как будто жизнь напоминает о себе: «Я здесь». День завершается. Завтра настанет новый день, новая жизнь.
Логично завершить день и весь цикл вечерней молитвой? (Так решил сделать издатель «Детского Альбома» П. Юргенсон). Тихая мелодия как будто закрывает окна и двери спящего дома. Все погружается в сон. Звучит заключительная пьеса «В церкви».
А в автографе Петра Ильича последней стоит пьеса «Шарманщик поёт». Вечный круговорот жизни продолжается. Ничто не заканчивается. Шарманщик неторопливо крутит ручку шарманки, и все повторится снова. Снова наступит утро, и новый день, новая жизнь закружатся в вальсе.
Языком музыки композитор передает детям завет на взрослую жизнь. В малом скрыто великое. В простом — ответы на самые сложные вопросы. Жизнь — это тайна, которая всегда рядом. Как дети, мы живем в присутствии великого таинства жизни, ощущая себя его малой частью.