Человечество вступило в глобальную эпоху, но большинство еще очень боится ощутить планету как дом. Коммуникация, экономика, культура уже давно стали мировыми, а мы стесняемся, думаем, что не сможем... Каждый третий объездил полсвета, наши дети смотрят Миядзаки, а японцы и китайцы готовы платить большие деньги за обучение игре на скрипке и русскому балету, но духа сказать, что мы — космополиты, люди мира, хватает не у многих.
Новая жизнь уже не просто стоит на пороге. Она уже втекла в наши дома. По интернет-каналам просочилась в наши спальни. И даже под одеялом от нее уже не спрячешься. Пододеяльник белорусский, пуговицы китайские, одеяло из перуанской ламы. Это принципиально другая эпоха. Эпоха, когда локальное сливается с глобальным, вынуждая нас выйти из норы на свет.
Римские стоики одни из первых на западе стали говорить о том, что мы — части целого, о том, что все — «братья-сестры». «Мыслить глобально, действовать локально» — не просто лозунг, это формулировка единственно адекватной стратегии поведения. На дворе эпоха, когда быть частью нового глобального целого (человечества) необходимо. Дороги обратно в «уютное» средневековье, где господствовало ощущение разобщенности, нет. У тебя — свое, у меня — свое. Нет! Это — иная реальность. Пример тому — появление глобальных, общих проблем: экология, ядерная угроза, мировые эпидемии...
Стоики не знали экологических проблем, однако всячески призывали думать о целом и действовать сообразно Природе. А в природе все происходит сообразно необходимости. Нет излишков, все умеренно.
Стратегия поведения стоика, которая направлена на ценности, или, выражаясь по-античному, добродетели — мудрость, умеренность, равенство, свобода — по сути стратегия того самого «устойчивого развития», концепцию которого предлагает всему миру ООН.
Но пока Организация Объединенных Наций предлагает программу в основном для правительственных организаций, что же делать нам с вами?
Ответ очевиден — читать стоиков.