Интересное размышление было недавно. Обычно учимся мы в молодости. Дома, в детском саду, в средней школе, в колледже, институте или университете. И это период больших перемен в нашей жизни — мы не просто копим информацию или осваиваем какие-либо навыки, меняется вся наша жизнь, наше отношение к жизни, наш онтологический статус. Мы узнаем себя, мир, людей, и уже не можем жить по-прежнему…

Но после окончания ВУЗа, как правило, все успокаивается, и дальше мы разве что совершенствуемся в узком профессиональном направлении. Мы перестаем меняться внутренне, и жизнь наша также перестает меняться… Я бы назвал это проблемой, и осмысление ее в свое время помогло мне понять, для чего мне нужна философская школа (куда я пришел на своем первом курсе в университете) — не хочу переставать учиться.

А не так давно я почувствовал, будто натолкнулся на какое-то скрытое внутреннее сопротивление. Более пристально наблюдая за собой, я понял, что причина этого в том, что стало трудно меняться, а ведь учиться — это и значит меняться. Наверное, так проявляется в нас наша старость. Это осознание привело меня к мысли — обычно мы говорим: «пока молод — учись», а я теперь знаю иное: пока я учусь — я молод. И быть старым или молодым — не вопрос времени, а вопрос моего выбора...

Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает уймою
надеюсь верую вовеки не придет
ко мне позорное благоразумие

(Владимир Маяковский)

Мы любим праздники, но редко задумываемся об их сути. Сегодня социальные сети были переполнены просьбами о прощении, что одновременно радовало и огорчало. Радовало раскаянием, а огорчало порой шаблонностью и непониманием смысла. Вот интересно, надо ли вообще просить прощения?

Вроде бы такой простой вопрос, но попробуйте найти на него не стереотипный ответ, и вы увидите, насколько все непросто.

Даймоний Сократа — гений/божество/внутренний голос, нашёптывавший ему советы, — подсказывал ему, чего не надо делать. Не что ДЕЛАТЬ, а чего НЕ делать. Почему? Ведь ему же, даймонию, не трудно? Объяснить, направить, подтолкнуть, в конце концов…

А подумала я об этом, слушая свою любимую песню Стинга «Shape of My Heart». Она о человеке, играющем в карты. Он размышляет о мастях и перебирает их:

I know that the spades are the swords of a soldier
I know that the clubs are weapons of war
I know that diamonds mean money for this art
But that's not the shape of my heart

Далеко не всем посчастливилось с детства знать, кем они хотят стать, когда вырастут. И не всем, кто уже вырос, повезло знать, кто он на самом деле.

Мы живем, учимся, работаем, любим своих родных, проводим время с теми, кто нам дорог. Мчимся на любимую работу или, преодолевая себя, идем на нелюбимую. У нас много социальных ролей, мы отождествляем себя с несколькими из них и всегда можем сказать, кто мы есть. Пытаемся следовать предначертанным современным обществом стандартам, и страшно им не соответствовать — засмеют, станут порицать за то, что не сбылась как женщина — замуж, семья, дети: что не осуществился как мужчина — дом, дерево, сын… Не сделал карьеру, не имеешь достойную с точки зрения современных мерок жизнь. И вот стремишься, и достиг, и имеешь… Но иногда, не в самые радостные моменты, вдруг мелькнет мысль: вот я, я живу, делаю то-то и то-то, но это не то, чего я хочу на самом деле. Но чего я хочу? Что не так?

Никто не хочет быть одинок. Хочется делить свою жизнь, ее радости и печали, с любимыми и друзьями. Хочется поддержки в трудную минуту, хочется любить и быть любимыми. Хочется, чтобы все достижения, таланты и творения наши были кому-то нужны. И мы стремимся на поиски «себе подобных» и своих «вторых половинок».

Действуем методом проб и ошибок. Встречаемся и расстаемся. Поступаемся своими желаниями, а иногда и мечтами, чтобы быть вместе с выбранными нами людьми. В попытке угомонить свое беспокойство, перерастающее в тревогу, спешим сблизиться с кем–то, принимаем желаемое за действительное. Гонит вперед страх одиночества, лишает терпения, заставляет быть «с кем попало»…

Нет на свете человека, который бы абсолютно ничего не боялся. Психологи, ученые, философы всех времен создали огромное количество научных работ, полезных советов, мудрых высказываний по этому поводу. Они пытались помочь людям (и самим себе, в том числе) справляться со своими страхами. Потому что страх не дает людям быть счастливыми. Страх не всегда бывает осознанным. Человек может необъяснимо бояться, например, темноты, воды, высоты.

А бывают страхи, рожденные нашими мыслями. Такой вид страхов — это опасение человека вновь попасть в нежелательную ситуацию. Или в ту, о которой он слышал, как о нежелательной.

Самореализация — это реализация потенциалов, данных нам природой и заслуженных нами самими. Аристотель говорил, что с помощью самореализации можно достичь счастья.

Разработчик знаменитой «Пирамиды человеческих потребностей», умный человек Абрахам Маслоу считал, что потребности человека находятся в неразрывной связи друг с другом. И потребность самореализации возникает тогда, когда со всеми остальными у человека уже нет проблем.

Все мы вроде стремимся к истине, или, по крайней мере, мы так про себя думаем. Ну а если не стремимся, все равно, правду-то знать хотим, кто же не хочет...

Однако несколько дней назад я снова готовился к занятию по Бхагавадгите, и снова думал о проблеме выбора и других проблемах, которые она поднимает. Меня поражает уже очень давно, что Гита переводит проблему познания из области «теории» в область «практики», т. е. познание чего-либо — не столько следствие чтения, слушания или других форм изучения, сколько следствие морального выбора.

Природа приглашает нас в Осень, чтобы мы могли еще раз заглянуть внутрь себя, подобно тому, как мы чувствуем, что это происходит в растительном и животном царствах: постепенно сокращается световой день и приближается триумф ночи в дни, предшествующие зимнему солнцестоянию. Мы, люди, далекие от природных ритмов, вооруженные всевозможными устройствами и приспособлениями, тоскуем по безыскусной жизни, подчиненной происходящим вокруг нас изменениям, которые диктует положение звезд и долгое путешествие нашей планеты вокруг Солнца.

Пришло время упражняться в поиске глубины, восстать против царства поверхностности, против господства внешних проявлений, против рабства потребления, которое ввергает нас в вечное смятение из-за наших привязанностей и капризов. Философия сопровождает нас в поисках смысла вещей и предлагает нам идти дальше вглубь, не опасаясь при этом замешательства, которое порой возникает, когда мы не получаем все ответы на наши вопросы. 

Отрывок из Мигеля де Унамуно может послужить вдохновением в этом приключении в нашей внутренней жизни:

«Сфокусируйся, чтобы излучать, наполнись, чтобы, затем переполнившись, источник бил ключом. Обратись к самому себе, чтобы целиком и безраздельно отдавать лучшее другим. «Я отдаю, когда у меня есть», — говорит щедрый. «Я отдаю, когда я есть», — говорит герой. «Я отдаю самого себя»,  — говорит святой. И ты, отдавая себя самого, скажи вместе с ним: «Я отдаю вместе с собой всю Вселенную». А для этого тебе нужно стать Вселенной, отыщи ее внутри себя. Вперед!»

Мудрые слова помогут направить наши размышления в задумчивые осенние вечера.

(перевод с Испанского)

Существует один стереотип, с которым мы часто сталкиваемся на занятиях и который не так легко преодолеть. Он касается гипотетического унижения человека. В том или ином контексте от разных людей достаточно часто приходится слышать это в одном из следующих вариантов:
- Как реагировать, если тебя унизили?
- Тяжело работать, когда тебя унижают
- Как бороться с унижением?
- Он (она) унижает мое человеческое достоинство
- Как преодолеть унижение?

Чтобы не спешить с выводами, нужно вначале разобраться с тем, что, собственно, во всех этих ситуациях «унижается», страдает, становится меньше и т. п. Достоинство? Давайте посмотрим.