В руках у нее искаженная страданием трагическая маска и меч, а иногда палица, испытывающая и карающая. Недаром ее, покровительницу театра, музу трагедии, некоторые считают сильнейшей из муз.
Мельпомена — муза величественная и суровая, она строга как мать, наставляющая своих детей. Имя ее означает «поющая», ведь «мелос» по-гречески — «песня». Песня в древней Греции имеет обрядовое происхождение, а действия, которыми она сопровождалась, связаны с древними церемониями, посвященными богам. Из этих обрядово-церемониальных действий примерно в VI в. до н.э. рождается театр, который изначально был театром Мистерий, а его актеры — жрецами. Древнегреческий театр существовал в форме трагедии, комедии и драмы.
Во времена становления трагедии авторам было позволено черпать сюжет своих пьес из мифических традиций. Но под страхом смертной казни запрещалось разглашать их тайный смысл. Во всем театральном действии главенствуют Боги и Судьба, именно они управляют поступками людей.
Само происхождение театра связывается с культом бога Диониса, который по своему характеру принадлежит к «страдающим богам», умирающим и возрождающимся. И зрители в театре, проживая вместе с актерами смерть и новое рождение, выходили из театра уже другими...
От ее брака с речным богом Ахелоем рождаются сирены, испытывающие людей. Мельпомена через своих дочерей дает возможность пройти испытания на жизненном пути, не поддавшись искушениям и не изменив себе и своему долгу чести.  


Величественная статуя огромных размеров — такого размера делали лишь статуи богов-олимпийцев — это изображение Мельпомены, протягивающей руку путнику. Она стояла у древних театров, библиотек, храмов. Это свидетельствует о том, насколько древние эллины ценили присутствие Мельпомены в своей жизни.
Театр времен классической Греции мало напоминает современный. Нет бархатного занавеса, нет света рампы, мало похоже и само действие... Но Мельпомена учит видеть театральное действие в нашей реальной жизни, учит достойно «играть» роли, порученные самой судьбой, проходить испытания, данные ею. Она учит иногда снимать привычные маски, чтобы встретиться с самим собой. Она открывает человеку те силы, которые пробуждаются в нем с каждым новым уроком Судьбы, пробуждаются, когда он постигает, наконец, таинства жизненной трагедии.
Мельпомена, Муза трагедии, не оставила нас. Мудрая и справедливая мать, величественная и строгая, она по-прежнему протягивает руку странникам, идущим по пути...




Дополнительно:

Одиссей
Афины голос из бессмертных всех
Любимейший!.. Пусть ты незрима, — внятен
Мне голос твой: он отдается в сердце,
Как звук трубы тирренской златоустой.
Меня узнала ты... Да, я кружусь
Вокруг врага — Аякса-щитоносца,
Его ищу, и никого другого, —
Затем, что этой ночью он свершил
Неслыханное... если вправду — он.
Ничто еще не ясно, мы в сомненье,
И добровольно взялся я за розыск.
Сейчас мы обнаружили, что кем-то
Наш скот разогнан весь и перебит.
И пастухи погибли со стадами.
В преступном деле все винят его.
Один из стражей видел, как он полем
Шагал один с мечом окровавленным, —
И нам донес. Сейчас же по следам
Я бросился. И вот — то убеждаюсь,
Что след — его, то сам не знаю, так ли.
Ты появилась вовремя, как прежде,
Так и сегодня мной руководи.

Афина
Я, Одиссей, все знаю и явилась
Быть верным стражем в поисках твоих.
Софокл. Аякс


На службу на твою, — знай хорошо —
Своих мучений я не променяю,
Да, лучше быть служителем скалы,
Чем верным вестником отца Зевеса.
Эсхил. Прометей




You have no rights to post comments