В посещении музеев есть волшебный момент — вдруг… Когда в давно знакомом вдруг открываешь новые «сокровища».

Когда я в очередное посещение Пушкинского музея проходила через зал Средневековья, со мной как раз и случилось это волшебное «вдруг»… Я вдруг почему-то остановилась, как заворожённая, и не могла ответить себе на вопрос: «Куда раньше смотрели мои глаза?» И увиденный образ уже не отпускал, и подписи к экспонатам: «Наумбургский мастер XIII в. Маркграф Эккехард и Маркграфиня Ута. Около 1250 г.» — уже было недостаточно. Из музея я ушла с нетерпеливым желанием что-то узнать об этой прекрасной даме и Наумбургском мастере, создавшем из камня такие живые образы.

Биографии и значение

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 427 году до н.э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции, днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н.э. Сегодня, говоря о философии, сложно обойти вниманием идеи Платона и его труды, так как он заложил фундамент, на котором построены многие более поздние философские концепции. Не случайно британский математик и философ Алфред Уайтхед сказал: «Вся наша философия есть лишь заметки на полях Платона».

Изучаем сейчас историю и традиции различных философских и духовных школ, обществ и движений. Тема очень интересная, и среди прочих удивительных вещей, во многих текстах встречается упоминание так называемой Philosophia perennis или «вечной философии». При этом важно, что речь идет не о некоем тайном учении, а скорее об идеях и идеалах тесно связанных между собой внутренне, и появляющихся в разные эпохи, возможно, как ответ на естественную и экзистенциальную тягу человека к подлинному, вечному, глубокому.

Интересные мысли приходят после изучения жизни и идей Махатмы Ганди. Одна из основных его идей — ахимса — ненасилие. Могут ли совмещаться такие, как кажется, далёкие понятия: борьба и ненасилие? Собственно, это частый предмет критики идей Ганди. Можно об этом дискутировать, однако сама жизнь Ганди этому подтверждение. Суть этой идеи очень проста. Если наша цель благая, мы можем достичь её только с помощью столь же благих средств. Насилие непригодно для достижения блага.

Проблема в том, что все мы, конечно же, не согласны с тем, что «цель оправдывает средства», но в жизни, в конкретных поступках часто руководствуемся именно этим принципом. «Секрет» Ганди в том, что он сознательно пытался жить иным; наверное, его можно сформулировать как-то так — цель определяет средства, а, возможно, эта «взаимосвязь» между целями и средствами ещё глубже и загадочнее.

Интересно, что эти же идеи в другой, художественной форме высказывал почти в то же время ещё один великий мудрец (в каком-то смысле, представитель «противника» Ганди) — Толкин. Его «Властелин Колец» говорит среди прочего и об этом. Помните, почему мудрые Гэндальф, Элронд, Галадриэль отказываются от Кольца, пусть и сулящего быструю победу над Врагом? Невозможно с помощью тьмы прийти к Свету…

Иногда этимология слова может достаточно много рассказать его глубинном значении и открыть новые грани смысла. Сегодня речь пойдет о философии как любви к мудрости и об одной из возможных причин существования философских школ, объединявших стремившихся к этой самой мудрости.

 

Рафаэль, Афинская школа, фреска, фрагмент

Сегодня у нас было занятие по Философии истории. Говорили о понятиях и традициях, о вечном Колесе и о нашем понимании исторических процессов. И вспомнился мне вдруг один «исторический процесс». Паломничество к святым местам… пожалуй, это самые древние на земле путешествия с глубоким смыслом. Прошло уже много веков, люди успели позабыть о смыслах. А пути пилигримов не забыты. Каждый день несколько сотен людей начинают свое далекое путешествие. Путь для всех один. Физическая цель пути — тоже. Но есть иные цели…

«Люди говорят, что время проходит, а Время говорит, что проходят люди». 
Тибетская мудрость

Я часто думаю о Времени. Не о том, которого не хватает, не о том, которое нужно планировать. О том, которое просто есть. А в мире — и в большом, и в малом – творится своя история. Есть даже такое определение: «История — это действительность в движении». Но только у людей есть нужда задумываться о своей действительности. Потому что для людей очень ощутимо проходит время.

Побывав в Щербаковском природном парке, мы познакомились с бывшей немецкой колонией — селом Нижняя Добринка. И в очередной раз были поражены успешностью предприятия колонистов в Нижнем Поволжье. За короткий срок им удавалось достичь успехов, совершенно невероятных для тех времен. Очевидно, они знали какой-то секрет.

Аристотель — отец большинства современных наук, исследовательского метода как такового и талантливый классификатор всего на свете — был эвдемонистом. От «эвдемония» — счастье. Он считал, что счастье достижимо, что счастье движет человеком. И, само собой, Аристотель разработал собственный метод достижения счастья.

Существует путаница в большом количестве определений счастья. Не сильно задумываясь, счастьем порой мы называем все, что приносит нам удовольствие: отдых после усталости, вкусная еда после голода, встреча после разлуки, хорошая музыка, интеллектуальное наслаждение и духовные переживания. Аристотель попытался навести порядок в этом хаосе определений.

История знает многие великие культуры и цивилизации. И каждый раз величие любой из них зависело от масштаба личностей, которые эти культуры и цивилизации созидали. Великие строились великанами и сохранялись тысячелетиями, маленькие создавались карликами и существовали десятилетия.

Великана от карлика отличить несложно. И не только в материальном смысле, в духовном тоже. Великаны имеют масштаб задач великанский. Они мыслят великими категориями и созидают для длительных исторических периодов. Карлики стремятся к сиюминутности, им важен момент, для них не так важно, что будет дальше.