О важности собачьего носа
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Москва, станция метро «Площадь Революции». За те две минуты, что я жду поезда возле скульптуры пограничника с собакой — кто её не знает! — человек шесть потерли бронзовый нос. Хрупкой старушке в платке пришлось приподняться на цыпочки, чтобы дотянуться. Девочка-студентка на ходу привычным движением мазнула по блестящей морде. Средних лет мужчина в хорошем пальто, чуть оглянувшись — не сочтут ли дураком? — дотронулся как бы невзначай до холодного металла...
Такую картину я наблюдаю уже лет сорок, с самого детства. В советское время это был своеобразный протест против вымученного официоза. Ну а теперь-то? Предрассудок? Наверное. А может быть, неосознанная тяга к чему-то чудесному, детская вера в то, что в жизни есть нечто помимо понятного, привычного, обыденного? Или надежда на то, что существует какой-то Смысл, Закон кроме смысла зарабатывания денег и закона выживания? И смешной ритуал потирания носа становится для человека порталом в большую, настоящую Жизнь, где всё имеет свое предназначение, и он сам в том числе...
Тут подошёл мой поезд, но в вагоне я продолжала думать про собаку. Вернее, собак — их на станции четыре, симметрично. И носы натерты до блеска у всех.
Я вдруг спохватилась, что сама давно собачий нос не тру. Почему? Наверное, потому, что у меня появились свои маленькие ритуалы, соединяющие меня с чем-то более значительным и более мудрым, чем я.
Трудно быть богом
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
У нас в городе есть люди, общаться с которыми хочется далеко не каждому. Вчера на дороге к дому я встретила человека. Он, наверное, постоянно пьет, и недавно его сильно били. Время было ночное, и его лицо, выхваченное из тьмы светом фонаря, сначала даже испугало меня — оно было черным от синяков...
Я всегда думаю о том, как живется таким людям. О чем они думают, чего хотят. Как случилось, что их жизнь стала такой. Мне не жаль их. Я просто не могу отвязаться от мыслей о том, как помочь тем, кто не просит помощи. Тем, кто не хочет помощи. Тем, кто не молится о лучшей судьбе, не строит планов, не мечтает ни о чем. Перед ними как будто завеса тьмы. А я хочу, чтобы в глаза им ударил яркий свет.
Кто я, чтобы решать, что лучше для людей, что им нужно, как им жить? Я лучше них, добрее, мудрее? У меня просто лучшая судьба, наверное, заслуженная.
Но иногда я ощущаю себя богом. Потому что по сравнению с жизнью этих людей я живу в раю. Глупым богом, потому что хочу помочь там, где не могу. Тщеславным и жестоким богом, потому что, потеряв терпение и сворачивая мысленно с философского своего пути, хочу вести людей к счастью стройными рядами и железною рукой.
Я хотела бы стать богом, чтобы сделать сразу всех людей счастливыми. Но такое не под силу даже богам.
Где живет философия?
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Недавняя дискуссия с одним очень умным человеком позволила сделать маленькое открытие. Речь в нашей дискуссии шла о том, в каком случае можно назвать то или иное учение философией. Люди ведь спорят: есть всем очевидные вещи, а есть очевидные не всем. Например, всем очевидно, что Сократ — философ. Но вот можно ли назвать философом, скажем, Николая Рериха, — вопрос для многих спорный.
Дальше — больше. Мы начинаем спорить о том, можно ли назвать философским то или иное учение. Спорим о том, есть ли философия, скажем, в христианстве? А в книгах Ричарда Баха? И, рассуждая таким образом, мы, как ни странно, все дальше и дальше уходим от самой сути вопроса.
Наступает счастливое время, когда не нужно будет ходить на работу
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
В детстве я всегда расстраивался, когда родители уходили на работу. Сейчас мне кажется, что они тоже немного расстраивались, когда делали это. Вроде как все понимали, что это своеобразная повинность, что взрослым людям нужно туда ходить, потому что за это дают деньги. А деньги позволяют уже делать то, что ты любишь.
Эта странная необходимость делать что-то в большей или меньшей степени безразличное тебе только для того, чтобы иметь потом возможность заниматься любимым делом, всегда ставила меня в тупик. Мой математический ум видел тут лишнюю итерацию и хотел от нее избавиться. Почему бы сразу не заняться любимым делом, интересовался я? — Потому что тогда тебе будет нечего кушать, объясняли мне и ставили тем самым меня в еще более затруднительное положение. Было очевидно, что нужно вырасти, чтобы во всем этом разобраться.
Свобода как отказ от свободы
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Недавно на лекции заговорили о свободе. Популярная, но очень непростая тема, как впрочем, все оказывается непростым, стоит лишь поглубже задуматься. Раньше я думал, свобода — независимость, безграничные возможности, цель стремлений и усилий. Может быть, так понятнее куда идти — преодолевай зависимости, отбрасывай то, что тебя связывает и т.п. Свобода связана с выбором — это очевидно, но теперь я понимаю, что существует она только до выбора, и только для того, чтобы отказаться от нее, ведь любой выбор — это в каком-то смысле отказ от свободы. Свобода — это возможность, которая реализуется в выборе и взятой на себя ответственности. Она обретает смысл, только если мы эту возможность реализуем. Пытаясь хранить и лелеять свою свободу, я теряю ее бессмысленно.
Имея разум и сознание, я всегда вынужден выбирать, то есть отказываться от свободы, именно поэтому я свободен. Вопрос, стало быть, не в стремлении к свободе как самоцели, а в выборе, с чем себя связать. Я могу связать себя с чем-то поверхностным и мелким — своим раздражением, ленью, слабостью, могу с более глубоким и сильным — идеями, моральными принципами, то есть с внутренним, с разумом и Волей. Наверное, это имел в виду Кант, говоря о категорическом императиве и автономии воли.
Чтобы услышать
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Иногда, находясь на улице в людном месте, я представляю весь этот мир без меня. Как будто меня здесь нет, но я могу все видеть и слышать, а жизнь идет вокруг меня своим чередом. Когда нет меня, нет и моих мыслей, эмоций и чувств, ни одной личной реакции. Тогда неожиданно и ярко открывается каждое действо, каждый звук, свет, запах, предметы приобретают свой характер. Жизнь идет, спешат куда-то люди, каждый со своими заботами и проблемами, а меня нет. Я слушаю и смотрю.
Такое же упражнение я стараюсь делать, разговаривая с кем-нибудь. Как мы говорим обычно друг с другом? В голове у нас куча своих мыслей, потребность, чтобы нас самих услышали и поняли, и слова другого человека не так важны нам сами по себе, как с нашей оценочной позиции.
Яма. Причем тут философия?
- Информация о материале
- Автор: Ирина Фатеева
Сегодня международный день Философии. В этот год нахлынули воспоминания и припоминания, как начался мой роман с Философией. Хочу поделиться притчей, которая сопровождает меня уже долгие годы:
Я иду по дороге.
Впереди глубокая яма.
Я падаю в нее.
Я в растерянности и чувствую свою беспомощность.
Но это не моя вина.
Мне требуется вечность, чтобы выбраться из ямы.