Случалось ли вам когда-нибудь подниматься в горы? Тогда вам наверняка знакомо ощущение величия открывающейся картины от возможности увидеть ее сверху, всю целиком, а не маленькие фрагменты ее, как внизу. Что произошло? Да просто поменялся угол зрения, ракурс, и все перестало быть обычным, бессмысленным, несвязанным. Интересно, что смысл открывается только после этого восхождения, после проделанного пути и изменения угла зрения.
Посмотрим на картину, скульптуру — то же самое! Тайна, скрытая холстом или камнем, открывается только пытливому взгляду. Детали, фрагменты, другой ракурс — все это ключики к тайной двери, которая скрывает невидимый внутренний мир, мир, полный смысла.
Давайте потренируем взгляд на примерах великих мастеров.
Оправимся для начала в Древнюю Грецию. Эпоха эллинизма. Македония.
Знакомьтесь: Лисипп. Греческий скульптор IV в. до н.э. По свидетельству римского ученого Плиния Старшего, это один из самых знаменитых ваятелей античности. Был при дворе Александра Македонского художником и скульптором. Создал около 1500 скульптурных работ. По легенде, Лисипп умер в глубокой старости от голода, ибо не мог оторваться от работы над последней своей статуей. Наиболее прославленными из его творений в древности были колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиоса с колесницей на острове Родос, аллегорическая фигура Кайроса в Олимпии, многочисленные изображения Геракла и его подвигов. Он ваял и своих современников —доблестных воинов, победителей олимпиад, Александра Великого, Аристотеля, Сократа.
Лисипп переосмыслил греческий канон пропорций человеческой фигуры в пространственно-многомерном исполнении. Отличие его творений от работ предшественников — отражение в застывшей фигуре героя движения, порыва души, энергии и напряжения. Лисипп работал в бронзе (этот материал часто идет на переплавку), поэтому ни одна из его статуй не дошла до наших дней. Сохранились лишь несколько мраморных римских копий его произведений: «Апоксиомен» (Ватиканский музей), «Отдыхающий Гермес» (Неаполь), статуя атлета Агияя (музей в Дельфах), «Геракл со львом» (Эрмитаж), голова Александра Македонского (Археологический музей в Стамбуле).
Отдыхающий Гермес | Геракл со львом | Александр Македонский |
Поиск ответов на вопросы «кто такой Человек?», «какую природу он имеет?», «что делает его Героем?» читается в его творениях. Он изображал людей «не такими, какие они есть, но какими они представляются» (Плиний). Он создавал не реальный портрет, а Идеал Человека. Но как это изобразить? Ответ Лисипп находит в мифах. Геракл, его подвиги — эта тема преобладает среди его работ. Лисипп представлял героя сражающимся, задумчивым, сидящим, пирующим, отдыхающим после подвига или за трапезой. Мастер как будто пытается изобразить, как выглядит Герой в жизни — «героический дух в любой момент жизни».
Из серии статуй, изображавших подвиги Геракла и перевезенных из Ализии в Акарнании в Рим, до нас дошло несколько воспроизведений. Очень выразительна статуя Геракла в борьбе с немейским львом, которая хранится сейчас в Эрмитаже.
Давайте рассмотрим ее подробнее.
Итак, оказавшись фронтально перед скульптурой, мы застаем Геракла в самом начале сражения. Герой, твердо упершись ногами в землю, охватил шею льва и душит его, сжимая горло правой рукой. Колени, плечи, грудь Геракла — все напряжено. Но и лев, опираясь на задние лапы, своей звериной натурой противостоит силе Героя. Он силен и зол. Его тело мощно, лапа захватила правую руку Геракла. Он не уступает человеку.
Теперь, обходя скульптуру вокруг, проследим, изменится ли наше впечатление от схватки.
Ракурс спереди | Ракурс справа |
Ракурс со спины | Ракурс слева |
Ракурс справа: лев устойчиво опирается лапами на опору, не теряя вертикальности. Вот уже его сильная лапа захватила левую ногу Геракла, лишая его движения. Кажется, Герой теряет равновесие! Все тело накренилось вперед, поддаваясь натиску зверя. И хотя рука Геракла сильно сжимает львиную шею, еще далеко не ясно, на чьей стороне будет победа.
Ракурс со спины: наконец-то сила Героя проявилась в полной мере! Его мощная спина и сильные ноги занимают практически все пространство композиции. Льва почти и не видно. Тело зверя свело судорогой. Высовывая язык, он последними усилиями тщетно пытается освободиться от железной хватки. Задние лапы уже бессильно подкашиваются. Конец его близок.
Ракурс слева: исход сражения решен. Зверь повержен. Теперь мы не видим тела льва. Лишь только безвольно свисающие лапы и морда напоминают о сложной битве. Геракл, окончив бой, смотрит на побежденного зверя. Решительный шаг — сразиться, преодолев страх перед разъяренным чудовищем и не ожидая победы, — принес долгожданную удачу!
Великое искусство Лисиппа заставило нас прожить вместе с Героем этот подвиг. Мастер предлагает зрителю, просто обходя вокруг статуи, пройти одновременно внутреннее сражение со своим «львом», своим животным началом. Вспомним, что, согласно Платону, в душе человека присутствуют анимальное (животное) и человеческое начало. Они находятся в постоянном противостоянии. И какое начало одерживает вверх в этой вечной схватке, то и определяет выборы и действия человека. Вот он — Геракл, человек, освободившийся от своей звериной природы!
Это маленькое путешествие во времени вернуло нас в эпоху героев, в эпоху величия Человека. Птолемей Сотер, вспоминая Александра Великого, говорил: «Когда Александр был жив, мы творили чудеса. После его смерти мы еще совершаем подвиги, но творить чудеса уже не способны». Лисипп даже сегодня возвращает это время — время подвигов, преодолений самого себя. Сделать, когда не хочется, не сказать, когда нет сил терпеть, встать, когда все говорит за отдых и сон. Пусть эти подвиги сегодня не велики, но это реальные шаги к внутреннему герою.
И еще: мы просто поменяли угол зрения при осмотре скульптуры, и нам открылся совершенно новый взгляд на привычные вещи. Может, попробовать это и в обычной жизни?