Родился: 570 г. до н.э., Самос
Умер: 495 г. до н.э. (75 лет)
Многие знают его как выдающегося математика. Однако Пифагор более известен как создатель одной из самых знаменитых и загадочных философских школ в истории человечества. Благодаря ему появляется модель школы и братства, которая потом будет повторяться у греческих философов и не только.
Собственно, Пифагор вводит в обращение понятие философия, что означает «любовь к Мудрости».
Греки считали, что благодаря Пифагору (и его ученикам) появились:
- представление о Космосе и о движении небесных тел
- математика, философия и науки, которые исцеляют ум от слепоты, как говорили философы-пифагорейцы
- теория музыки, музыкальный звукоряд. Пифагор сопоставил движение небесных тел с математическими и музыкальными интервалами. Биографы пишут, что он мог слышать музыку небесных сфер
- основы музыкотерапии. Пифагор умел исцелять с помощью музыки и приводить в гармонию душевное состояние людей. Он разработал целую теорию о воздействии музыкальных ладов на человека
- представление о происхождении и началах мира
- представление о богах, гениях и героях. То, что потом будет называться в религии небесной иерархией
- учение о бессмертии души (о перерождении, метемпсихозе)
- наилучшее гражданское устройство общества
- совместное проживание, принцип общины. Ему приписывают выражение «у друзей все общее»
- законодательство и воспитание
- обет молчания
- непричинение вреда живым существам. Пифагорейцы вели аскетическую жизнь, старшие ученики не употребляли в пищу мясо, не использовали шерсть для одежды. В каком-то смысле, это истоки современного ЗОЖ.
Основные идеи учения Пифагора можно суммировать словами: «Любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом и всеми другими средствами от тела болезнь, от души — невежество, от желудка — излишество, от города — смуту, от дома — раздор, от всего в целом — неумеренность» (Ямвлих «Жизнь Пифагора»)
Несколько фактов о Пифагорейской школе
- Желающий учиться в школе проходил вступительные испытания. И еще 3 года был подготовительный период, прежде чем начиналась настоящая учеба. Это время было нужно, чтобы Пифагор познакомился с учеником и убедился, что тот хороший, достойный человек и искренне хочет учиться.
- При принятии в школу обращали внимание на следующие качества: сдержанность, способность управлять своим гневом и возбуждением, скромность, дружелюбие, отсутствие духа соперничества, послушание, хорошая память, желание и способность развиваться.
- Учеба начиналась с пятилетнего молчания. Оно было необходимо для развития способности самоконтроля и умения слушать.
- Каждый вечер заканчивался размышлением над тремя вопросами.
Режим дня у пифагорейцев был таким:
- утренняя прогулка в тишине и одиночестве, время, чтобы настроиться на предстоящий день и привести в гармонию разум и чувства
- занятия, лекции
- гимнастические занятия в саду
- завтрак (ели хлеб с медом)
- разные полезные общественные дела
- вечерняя прогулка в парах для обсуждения уроков
- совместный ужин, в группах по 10 человек (хлеб, овощи, некоторые виды рыбы, редко и не для всех мясо)
- вечерние размышления, итоги дня и сон
Пифагорейские советы для тренировки памяти:
Пифагореец не вставал с постели до тех пор, пока не вспоминал все случившееся накануне. Он совершал эту процедуру следующим образом. Он пытался восстановить мысленно, сначала, что он сказал, или услышал, или какое приказание, встав после сна, отдал домашним, и что было вслед за этим, а что — еще позже, и свои следующие поступки он оценивал таким же образом. И опять вспоминал, кого первого он встретил, выйдя из дома, кого второго и что было сказано сначала, что потом, и что еще позже. И о других событиях вспоминал точно так же. Он пытался восстановить в памяти все случившееся за целый день, стремясь припоминать в том порядке, в каком произошло каждое событие. Если свободного времени после сна у него было больше, чем обычно, он пытался припомнить таким же образом, что произошло позавчера.
Пифагорейские советы для итогов дня:
Не допускай ленивого сна на усталые очи,
Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:
Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?
Пифагорейцы о дружбе:
Пифагорейцы призывали изгонять дух соперничества и вражды из истинной дружбы, а также из любой дружбы, если это возможно, а если нет — то, по крайней мере, из дружбы с отцом и вообще со старшими, также и из дружбы с благодетелями. Ведь состязание или спор с родителями и благодетелями под влиянием приступа гнева или какой-нибудь другой страсти не способствуют сохранению этой дружбы. Они говорили, что в дружбе должно быть как можно меньше ран и язв (из книги Ямвлиха «Жизнь Пифагора»).
О пифагорейцах:
…они не были то веселы, то унылы, но постоянно пребывали в спокойной радости. Они избегали гнева, уныния и беспокойства, и у них была заповедь, что никакое человеческое несчастье не должно быть неожиданностью для разумного существа, но следует ожидать всего, над чем сами они не властны. Если же ими когда-либо овладевал гнев, печаль или что-то другое в этом роде, то они уходили прочь, и каждый наедине с собой старался сдержать и излечить это состояние души.
Пифагорейцы чуждались жалоб, слез и подобных вещей, и ни корысть, ни стремление к чему-либо, ни гнев, ни тщеславие, ни что-либо другое в таком роде не становились причиной раздора, но все они относились друг к другу так, как заботливый отец относится к детям. У них также был замечательный обычай приписывать все Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев.
(из книги Ямвлиха «Жизнь Пифагора»)