Обычно Средневековье мы представляем как «тёмные времена», времена постоянных войн, смерти и рождения новых верований и религий, переселения народов, неустойчивости и рождения новых государств. Но таким уж «тёмным» было это время? Ведь в Средние века существовали фигуры, благодаря которым весь накопленный опыт человечества не был утерян и не только дошёл до наших дней, но стал трамплином для рождения эпохи Возрождения, эпохи титанов.

 

 

 

 

 

Боэций с монохордом

Среди этих имён особо выделяется имя Боэция — человека, который определил развитие философии и логического мышления на многие сотни лет вперёд: не только на все Средневековье, но и на эпоху Возрождения, и Просвещения. Даже сегодня мы пользуемся многими словами и выражениями, которые Боэций ввёл в обиход, но даже не подозреваем, что это его заслуга. Это такие термины, как «субстанция», «эссенция», «персона», «интеллектуальный», «рациональный», «иррациональный», «спекулятивный», «предикативный», «натуральный», «формальный», «темпоральный» и многие другие.

В чем же заключается его вклад, его величие? Во-первых, в его образе жизни, утверждающем достоинство человека, победу духа над перипетиями судьбы. Его репутация была непререкаемой, а трагическая кончина способствовала тому, что в глазах современников он стал святым. Хотя Церковь лишь в 1889 году официально причислила его к лику святых. День поминовения Боэция приходится на 23 октября.

Во-вторых, его огромная заслуга в том, что он переводил философов Античности с греческого языка на латынь. Благодаря ему каждый образованный человек мог прочитать труды Аристотеля, Порфирия, произведения Евклида, Никомаха и других. Боэций считается посредником между Древним миром и Средневековьем, «последним римлянином и первым схоластом». Надо сказать, что полностью все труды Аристотеля были переведены лишь в XIII веке, спустя восемь веков после жизни Боэция! Самое главное, в его жизни была мечта: перевести все работы Платона и Аристотеля и показать, что они не противоречат друг другу, а в главных идеях сходятся. Представляете, как по-другому могла бы развиваться философская мысль, историческое развитие, мышление людей, если бы Боэцию удалось её воплотить. Но трагическая смерть не дала ему такой возможности.

Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа». Боэций — крайний слева, заглядывает в записи Пифагора

В-третьих, Боэций был популяризатором античной мудрости, он передавал доступным и понятным языком то, что современным людям было уже трудно понять. Вот как он сам об этом писал:

«Сам я не следую покорно замыслам другого [автора] и не связываю сам себя строжайшим законом перевода, но, чуть свободней отклоняясь с чужого пути, ступаю не след в след. То, что у Никомаха говорится о числах пространно, я изложил с умеренной краткостью, а то, что изложено бегло и доходит до сознания с трудом, я раскрыл с помощью собственных скромных добавлений таким образом, что иногда для очевидности я пользовался и своими формулами, и схемами».

И в-четвёртых, его величие и значимость выразились в написании «Утешения философией», или «Золотой книги», как назвал её позже историк XVIII века Эдуард Гиббон за ее «никогда не устаревающее и сверкающее мыслью содержание». Написана она была в тюрьме, в ожидании смертной казни на основании ложного доноса. «Утешение философией» следует традициям античной литературы, где философия изображена в облике прекрасной и величественной дамы с горящими глазами. Она утешает философа в его невзгодах и открывает ему глаза на истинную природу вещей, на начало и конец существования человека и человечества, показывая подлинный смысл жизни, как стремление к благу и высшему Блаженству; напоминает, что есть создатель, Бог. Философия показывает, что в каждом есть частица Бога — это разум. И только устремление разума к истине и благородная жизнь могут помочь обрести человеку истинное счастье.

 Боэций в келье и Дама Философия, а справа Фортуна крутит колесо. Иллюстрация к книге «Утешение философией»

В книге также поднимается вопрос судьбы и Фортуны... Для Боэция это не одно и то же. Судьба — это рок, неизбежность, непреложный закон. А Фортуна, двуликая богиня, которая часто изображалась на шаре и с колесом, которое она вращает, всегда символизировала непостоянство и переменчивость, то взлет, то падение. Её дары преходящи, человек ими не владеет и в любой момент может потерять. Они даны извне и не принадлежат природе человека. Власть, богатство, знатность — все это ложные ценности. Человек не должен привязываться к ним. Ему нужно учиться беспристрастно принимать их потерю. А что же тогда есть подлинные ценности? Философия раскрывает Боэцию, что все живёт и существует по единым законам создателя, Бога. Именно он и есть высшее блаженство. Таким образом, получается, что жить достоинствами и приближаться через это к Богу — в этом и заключается подлинное счастье человека, которое у него никто не может отнять. Это связано с его свободным выбором и силой воли, способностью не поддаваться превратностям судьбы. Это доказал сам Боэций, который в ожидании смертной казни не опустил руки, а написал свое последнее послание человечеству — книгу «Утешение философией», которая почти на десять веков стала опорой для многих людей в трудные, изменчивые времена.

Колесо фортуны

Именно благодаря философии Боэций сам воспрял духом и выбрал, подобно Сократу и Джордано Бруно, достойную смерть, а не предательство друга. Боэций несомненно был одним из титанов, благодаря усилиям которых, многие знания и мудрость Античности дошли до наших дней и стали частью нашего мировоззрения, наших убеждений и теми критериями, опираясь на которые мы можем в наше изменчивое время делать свои верные выборы.