Наверное, всем известна фраза Сократа, которую, как считается, он произнес, попытавшись понять, почему оракул Аполлона провозгласил его мудрейшим средь людей: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Спорная мысль, не правда ли? Ведь для нас знание и мудрость довольно тесно связаны… Да и не лукавил ли сей древний мудрец, не слишком ли обобщал для красного словца? Ведь знал же он свое имя, имена жены и детей, да и многое другое, с чем неизбежно связана наша жизнь. Получается, говорить, что ничего не знаешь — значит слишком уж преувеличивать. Возможно, с позиции самого Сократа в этих словах нет никакого парадокса.
Его ученик Платон различал знание и мнение: знание касается сути вещей, тех самых удивительных и загадочных платоновский идей, познаваемых лишь Разумом, а мнение — вещей, известных нам благодаря органам чувств. Первые вечны и неизменны, вторые — преходящи и изменчивы. Поэтому первые мы знаем, вторые — лишь мним. С первыми имеет дело метафизика или философия, во вторые мы погружены с рождения, часто даже не представляя, что есть нечто иное…
Подлинная сущность вещей — идеи умопостигаемого мира — скрыты от нас, и слова: я, дескать, постиг суть Справедливости или Прекрасного — мягко говоря, поспешны. Именно с такими людьми вступал Сократ в беседы, с помощью правильно поставленных вопросов приводя «познавших» к осознанию, что они все же не знают того, о чем говорят. Этим и отличен Сократ — он-то знал, что ничего не знает. И в этом, наверное, состоит философия — я не знаю, но я могу познавать, идти по этому пути поиска истины, понимая, что все еще не достиг ее…
Возможно, это еще и интересный способ избавиться от сомнений. Сомнения мучительны, так как в них парадоксальным образом присутствует некая претензия на знание, даже два (этимологически, от корня слова «мнение» — «два мнения»), между которыми мы не можем выбрать. А, может быть, причина также в некоторой внутренней тревоге — в глубине души я понимаю, что не знаю, а лишь надел маску знания. Как бы то ни было, все это блокирует процесс исследования и познания, тогда как позиция «я не знаю» позволяет обрести прочную землю под ногами, успокоиться, поставить вопросы и начать процесс исследования. Возможно, это и означает быть философом…