История Изгнания

Это было в 65 году н.э., немного менее ста лет после убийства Юлия Цезаря и основания Римской империи. Гай Музоний Руф, выдающийся философ-стоик своего времени, которого называли «римским Сократом», был обвинен императором Нероном в участии в заговоре, и сослан на крошечный пустынный греческий остров под названием Ярос.

Гай Музоний Руф

Ярос считался диким и суровым местом. Пятьюдесятью годами ранее император Тиберий, не отличавшийся гуманностью, отказался отправлять изменника на этот остров, заявив, что это место слишком сурово и лишено человеческой культуры.

Тем не менее, вместо того чтобы томиться в изгнании, Музоний смог не только создать ферму на засушливом острове, но и образовать сообщество философов, специально приехавших на Ярос, чтобы учиться у него.

Он превратил бесплодный засушливый остров в невероятный философский центр.

Музоний практиковал стоическую дисциплину превращения препятствий в возможности.

О своём изгнании Музоний говорил следующее: «Изгнаннику отнюдь не заказано обладать мужеством или справедливостью только потому, что он – изгнанник; равным образом не отняты у него ни здравомыслие, ни разумность, ни любая другая добродетель. А их свойство таково, что если они есть у человека, то украшают его, приносят ему пользу, делают чтимым и уважаемым, а если их нет, то удел его вред, бесчестье и дурная молва». Другими словами, никакие внешние обстоятельства не могут помешать нам развивать и практиковать сильные стороны нашей личности.

Позже Руф стал учителем известного философа-стоика Эпиктета. Следуя по стопам своего учителя, Эпиктет сформулировал принцип превращения препятствий в возможности следующим образом: «Каждое препятствие в жизни предоставляет нам возможность обратиться внутрь себя и призвать наши скрытые внутренние ресурсы. Испытания, которые мы выносим, могут и должны указать нам на наши сильные стороны».

О Стоицизме

Следует немного рассказать об учении стоиков. Стоицизм был школой философии классического образца, то есть школой «философии как образа жизни». Эта была одна из нескольких философских школ, возникших в Греции после смерти Сократа. И хотя эти школы могли различаться в своих теоретических аспектах, они все разделяли схожий взгляд на философию. Для них философия была не просто теоретическим размышлением и набором прекрасных идей, а скорее являлась сочетанием знания и образа жизни. Философ должен был жить определённым образом, следовать определённым правилам поведения и иметь учителя, который указывал бы на его ошибки и был живым примером учения.

Стоицизм стал популярным в Римской республике в неспокойные времена её угасания и достиг своего апогея в первом веке Римской империи. В это время стоицизм стал синонимом сопротивления тирании и образцом скромной жизни. Позже стоицизм стал неотъемлемой частью образования римской знати. Последним известным последователем стоицизма был философ-император Марк Аврелий. После его смерти стоицизм как бы исчез со страниц истории, но его влияние никогда полностью не затухало, вдохновляя «стоические возрождения» на протяжении всей истории. Такое «возрождение» мы наблюдаем в наши дни.

Препятствия и Возможности

Что говорит учение стоиков о препятствиях и возможностях?

Сегодня, когда мы говорим о возможностях, то обычно рассматриваем их в контексте деловых предприятий или карьерных возможностей, что естественно для нашего времени. Но стоики говорили о возможностях совершенно иначе. Не будет преувеличением сказать, что для философии стоиков успех в бизнесе или других житейских делах не имел особо важного значения. Стоики считали, что для человеческого счастья и самореализации наиболее важными являются не материальные блага, а развитие добродетели. В латинском языке слово «добродетель» (virtutem) означает совершенство характера. Сегодня мы называем это нашими сильными сторонами. Стоики считали, что лучшими возможностями являются те, которые позволяют нам развивать наши добродетели.

Это означает, что обстоятельства нашей жизни, то есть богаты мы или бедны, здоровы или больны, знамениты или неизвестны, успешны или безуспешны — все те элементы, вокруг которых обычно вращается наша жизнь, являются лишь второстепенным по сравнению с моральным и духовным благополучием. Стоики называли подобные аспекты жизни «безразличными» (адиафора) и предлагали простой способ их распознавания: если это не полностью находится под вашим контролем, вы должны относиться к этому с некоторым чувством безразличия.

Например, мы можем беречь себя от простуды, но нет гарантии того, что мы не заболеем. Мы можем упорно трудиться, чтобы добиться успеха в бизнесе, но потом вдруг может начаться глобальная пандемия, которая приведёт нас к банкротству.

Важно также учесть, что стоики жили в то время, когда жестокие реалии жизни были намного очевиднее: большинство римлян участвовало в войнах, детская смертность была выше, эпидемии чумы были обычным явлением. Для них существование не было защищённым, и они осознавали относительную ничтожность человека по сравнению с великими силами природы. Они, возможно, больше, чем современный человек, понимали, что мы можем лишь оказать влияние на обстоятельства нашей жизни, но не контролировать их.

Но если обстоятельства нашей жизни безразличны, то что на самом деле имеет значение?

С рациональной точки зрения, большая часть нашего внимания и усилий должна быть направлена на то, что мы можем контролировать. Нет смысла пытаться изменить погоду. Но есть вещи, которые действительно находятся под нашем контролем — это наши реакции, мысли и поведение. Таким образом, настоящие возможности проявляются в том, как мы можем реагировать на окружающие события в нашей жизни.

Но это не значит, что кошелёк с деньгами не лучше пустого. Стоики считали, что некоторые безразличные вещи предпочтительнее других. Например, здоровье и жизнь предпочтительнее болезни и смерти, богатство и успех предпочтительнее бедности и безуспешности, и т.д. Это естественные предпочтения, которым следует большинство людей.

Но если перед нами стоит выбор между чем-то безразличным, хоть и предпочтительным, и нашими моральными убеждениями, то нам следует сделать выбор в пользу того, что действительно находится под нашим контролем. Другими словами, лучше жить в дурной славе, но с чистой совестью, чем имея успех, но предав свои этические принципы.

Теперь перейдём к препятствиям. Препятствие означает нечто внутреннее или внешнее, что мешает нам достичь того, чего мы хотим. Мы должны еще раз заметить, что в современном мире препятствия обычно представляются в контексте личного успеха. Но для стоиков не личный успех, а долг был главным источником мотивации в жизни. Каждый из нас должен спросить себя, каковы наши обязанности в жизни, чем мы обязаны жизни, чем обязаны другим, нашему обществу. Для стоиков самореализация была неотделима от участия в общественной жизни.

Когда мы выполняем свои обязанности, перед нами могут возникнуть многие препятствия. Некоторые возможно устранить или обойти, а другие нет. Но важно не то, можно ли устранить препятствие или нет, а то, смогли ли мы трансформировать это препятствие в возможность, активизировав наши скрытые способности. Каждое препятствие в жизни вынуждает нас проявлять наши лучшие качества, которые обычно дремлют в нас, ожидая возможности для своего появления. Сложный коллега — возможность проявить терпение и сострадание; проблемы в отношениях — мягкость и сочувствие; пугающая неизвестность — смелость и инициатива; и т.д.

То же словами Эпиктета: Помни, что в каждой случайности следует искать, обращаясь к самому себе, какой способностью ты обладаешь для пользования ею. Если ты увидишь красивого юношу или девушку, ты обретешь самообладание. Если будет предложен труд, ты обретешь выдержку, а если подвергнешься поношению, обретешь терпение. И тебя, обретающего такую привычку, не увлекут за собой твои фантазии.
 
 Воображаемый портрет Эпиктета. XVIII век

Философия, как практика добродетелей

В качестве примера практики добродетелей психолог Дональд Дж. Роберстон в своей статье «Стоические Добродетели и Кодекс чести» («The Stoic Virtues and Code of Honor») предлагает кодекс поведения, основанный на четырех добродетелях Платона, лежащих в основе стоического образа жизни:

1. Мудрость: люби истину и ищи мудрость.

2. Мужество: одолевай свои страхи и будь смелым.

3. Умеренность: контролируй свои желания и развивай дисциплину.

4. Справедливость: будь справедлив, честен и благожелателен по отношению к другим.

Эта модель хорошо показывает, что значит жить добродетельно, и мы можем ясно видеть, что нет таких обстоятельств, которые могли бы нам помешать следовать этим правилам. Сможем ли мы сохранить свою работу или потерять ее, не зависит от нас полностью. Но от нас зависит выбор действия со справедливостью, мужеством и умеренностью. Или, по крайней мере, мы можем стремиться к этому, если будем практиковать философию.

Перевел с английского Максим Орлов.

Оригинал статьи: https://library.acropolis.org/from-obstacle-to-opportunity/