Воображение – это способность создавать или лицезреть образы в нашем сознании. Воображение позволяет нам преодолевать границы физического мира и строить воздушные замки. Но воображение – это нечто большее, чем фантазия. Благодаря воображению мы можем воспринимать образы, являющие собой отражения идей, в виде символов как носителей этих идей.
В XVI веке философ Джордано Бруно написал книгу «О тенях идей», вдохновившись, подобно многим философам эпохи Возрождения, учением Платона об идеях, или архетипах. Другим источником его вдохновения был стих из «Песни песней» царя Соломона, в котором речь идет о женщине, счастливой тем, что она находится в тени своего возлюбленного. Бруно, увлеченный мистической интерпретацией литературных источников, говорил, что возлюбленный символизирует собой Благо и Истину, в то время как женщина – философа. Философ не в состоянии познать истину напрямую, лишь находясь в тени ее света, он может испытать восторг.
Бруно говорил о двух уровнях теней, где тени первого уровня являются непосредственной тенью или отражением божественной идеи, в то время как тени второго и более низкого уровня – это тени от теней божественной идеи. При этом тени идей находятся в небесном, как он выражается, мире – мире Солнца, Луны, планет и знаков зодиака, поскольку все они являют собой символы идей: Солнце символизирует дух, Луна – душу, Юпитер – власть, Венера – любовь, Марс – войну. Знаки зодиака также являются отражением идей. В этом проявляется все богатство символического мышления, поскольку каждый из этих символов является отражением не только единой рациональной концепции, но и невыразимой идеи, которая может быть воплощена в самых разнообразных формах.
Под небесным миром находится то, что Бруно называет «миром элементов», который соответствует миру четырех стихий (Земля–Вода– Воздух–Огонь), другими словами, это мир Природы. В этом мире существуют «тени теней» идей. Далее Бруно говорит, что задайся мы целью познать идеи через тени их теней, мы бы никогда не смогли этого сделать, во-первых, потому, что их бесчисленное множество и, следовательно, они чрезвычайно запутанны; во-вторых, потому что, будучи тенями теней, они более искажены, чем непосредственные тени первого уровня. Поэтому, чтобы приблизиться к самим идеям, мы должны обратиться к тому, что он называет «звездными образами» небесного мира.
Рассмотрим в качестве примера Луну. Образ Луны ассоциируется у нас с воображением, поэтичностью, мечтательностью, колдовством и даже безумием, а также – с природными циклами, женственностью, морем, приливами и отливами, растительным миром, целительством и еще много с чем. Поэтому мы не в состоянии выразить этот символ словами, но можем интуитивно понять его. Символ не иррационален в силу нашей ассоциативной логики. Нет, он «пара-рационален». Иными словами, он выводит нас за рамки рассудочного понимания и позволяет нам воспринять идею целостно. Образы действуют через ассоциативность нашего мышления, и в этом их сила.
На основе этой теории Бруно разработал систему памяти, которая представляла собой не просто комплекс мнемонических техник, а в большей степени практику реминисценций, то есть воспоминаний – термин, которым Платон обозначал способность Души вызывать к жизни врожденные знания. Системы памяти были широко распространены в эпоху Возрождения, в то время как сама эта идея восходит еще к античным временам. Классическая система известна как «Дворец Памяти». Здесь предметы размещаются последовательно в комнатах, говорящий проходит по ним в своем воображении, используя предметы как подсказку для запоминания.
В Средние века Раймондом Луллием была изобретена еще более мистическая система памяти, основанная на системе божественных атрибутов. Помимо прочего она была призвана объединить в себе все имеющиеся на тот момент знания. Иллюстрации к концепции Луллия пестрят изображениями лестниц, по которым вверх и вниз снуют ангелы, как бы показывая, что обмен знаниями может происходить между разными мирами – ментальным, небесным и природным (миром стихий). По мнению Фрэнсис Амелии Йейтс, высказанному ею в книге «Искусство памяти», целью Бруно было «свести воедино классическое искусство памяти и концепцию Луллия… Истинной же задачей его было достичь постижения Единого посредством Всего».
Подобно Луллию Бруно разработал систему концентрических окружностей, или колес, которые в процессе вращения создавали огромное количество комбинаций (что, кстати, дало повод некоторым ученым назвать эту систему примитивным компьютером). Эти колеса включали в себя, среди прочего, звуки, буквы латинского, греческого и древнееврейского алфавитов, а также образы небесных тел, растений, животных и минералов. На ступице колеса было изображено Солнце, что символизирует внутреннее стремление Бруно достичь Единого Света. Единство Всего в Едином, по выражению Бруно, являет собой «самую надежную и твердую основу для всех истин и загадок Природы».
Сам Бруно обладал поистине фантастической памятью. Французский король Генрих III, которому он продемонстрировал свою систему памяти, был настолько впечатлен ею, что пожаловал Бруно должность преподавателя Королевского Колледжа. Бруно же посвятил этому королю свою книгу «О тенях идей». Что же это за тени идей? Рассмотрим только один пример. Один из семи образов Луны описывается так: женщина с рогами на голове, сидящая верхом на дельфине; в правой руке она держит хамелеона, в левой – лилию. Рога в данном случае обозначают рога лунного полумесяца; дельфины (в греческой мифологии) всегда ассоциировались с водой, а вода, в свою очередь, – с эмоциями и возвратом к бесформенным истокам; кроме того, дельфины – это проводники человеческих душ в загробный мир и спасители смертных (подобно образу греко-римской Исиды).
Хамелеон, в силу своей хорошо известной способности изменять окраску, символизирует изменчивость природы Луны, а лилия – символ чистоты, ассоциирующийся с Девой Марией. Таким образом, Луна, как сказано выше, становится выражением «синтетической» идеи (в смысле «синтеза, обобщения»).
Как же все эти образы помогают нам взобраться по мистической лестнице и достичь самих Идей за пределами звезд? Размышляя над ними и закрепляя их в воспоминаниях своего разума, комбинируя их между собой, ученик мог бы прийти к глубокому и интуитивному пониманию основных жизненных принципов. В свою очередь, усвоив эти принципы (читай – Идеи), ученик может применить их к миру Природы и таким образом понять все сущее. Система символической памяти подобна созерцательным практикам тибетских мандал или карт Таро, которые также помогают достичь интуитивного познания мира реальных вещей и явлений.
В основе магических практик эпохи Возрождения лежало осознание того, что все в мире взаимосвязано (что следует из герметической максимы «Как наверху, так и внизу»). Понимая одну часть взаимосвязанной системы (иными словами – любую из этих теней или их комбинацию через систему вращающихся колес), можно понять всю систему в целом, понять стоящую за этим целым идею. Всю философию Бруно можно свести к формуле «Единство во множественности», главной целью его учения всегда был поиск Единого во множественности форм.
Истинной же целью любой философии является восстановление гармоничной связи между мифом и логосом, субъективным и объективным, между рациональным и интуитивным началом, поскольку эти два фактора представляют собой две стороны нашего реального бытия.
Перевел с английского Александр Бабков
Оригинал статьи: https://library.acropolis.org/symbolic-imagination-and-magical-memory-in-the-philosophy-of-giordano-bruno/