Его называли «нищий разговорщик». Полумифическая личность, он действительно был беден, всю жизнь прожил в одном городе, не написал ни одной строчки и всё время разговаривал с людьми. Он пытался найти истину, правду… Что есть истина?
«Я знаю, что я ничего не знаю» – часто повторял всемирно известный древнегреческий философ Сократ. В этих словах не показная скромность, а глубинное знание человеческой природы. Ну, как иначе он смог бы воспитать своего любимого ученика, Платона, который увековечил имя учителя и также стал всемирно известным философом.
Кто такой мудрец? Кто много странствовал, многое повидал и обладает энциклопедическими знаниями или тот, кто благоразумен в своих поступках и умеет быть счастливым? «Подлинное знание – это подлинное умение, а подлинное умение – это умение творить благо».
Заменим ИЛИ на И. Не будем противопоставлять знания и образ жизни, а объединим их. И знание, и умение превращать его в благие поступки – вот, в чём мудрость.
«Познай самого себя…» – вторая любимая фраза Сократа. Самопознание он считал самым ценным. Знаем ли мы себя? Странный и парадоксальный вопрос – кого же, как не себя, я знаю! Наверно, не все сочтут этот призыв актуальным, но для кого-то он может стать началом Пути.
В диалоге Платона «Пир» Сократ ищет определение философии. Философ – любящий мудрость – может казаться странным среди людей. Он занимает место между познавшим всё мудрецом и профаном. В отличие от спокойного мудреца и безмятежного профана философу не сидится на месте. Он всё время в поиске, у него много вопросов о мире и человеке, о жизни и её законах. И философ ищет ответы, он влюблён в этот поиск, но, сколько бы ни находил ответов, возникают всё новые вопросы, и он снова знает, что ничего не знает…
На вопрос «Кто самый мудрый среди людей?» Дельфийский оракул ответил, что это – Сократ. Как истинный философ Сократ задумался, почему. Чем он отличается от всех прочих, государственных мужей, ремесленников, поэтов, обладающих разными полезными знаниями и умениями. И, разговаривая, беседуя со всеми, понял, что все они про себя думают, что всё знают. А он сам не думает о себе так, будто знает то, чего не знает… С этого начинается мудрость!
Как объяснить это другим, как поделиться мудростью? Вот, если бы мудрость могла перетекать от одного к другому… Увы, знание – не вещь, его не купишь и даже не услышишь, если не дозрел. Знание может родиться изнутри только самим человеком. И «роды» начинаются с понимания своего незнания, в первую очередь, себя.
Сократ, прикидываясь простаком, разговаривал с людьми, в шутку называя себя повивальной бабкой. «Я человек совершенно вздорный и люблю ставить людей в тупик», – говорил он сам о себе. Странный, чудаковатый, сбивающий с толку, но одновременно завораживающий и магически притягательный.
Его беседы кончались по-разному. Один, гордый, запутавшись в противоречиях, приходил в ярость, нещадно ругая Сократа. Другой – вдруг прозревал в отношении себя и благодарил: Да, я же действительно не знаю, какой я! Чем живу, каковы мои настоящие ценности, цели…
Академия Платона. Мозаика из Помпеи. Начало 1 века до н.э.
Знаменитая сократовская ирония не была притворством или двуличием. Она больше походила на доброе, своеобразное чувство юмора, которое позволяет не принимать себя и других чересчур всерьёз. Ведь всё человеческое ненадёжно и зыбко. Именно это ему было и нужно: чтобы через разговор человек увидел себя как бы со стороны, засомневался и встретился с собой настоящим. Именно в этом заключался, на самом деле, главный предмет каждой его беседы – сам тот, кто говорит. Так Сократ искал в человеке Человека.
«Заговори, чтобы я тебя увидел…»
Сегодня мы тоже иногда встречаем своих сократов – людей, разговор с которыми буквально переворачивает, заставляет усомниться в привычном и услышать внутри голос… Этот голос говорит о главном, и ты будто видишь всё по-новому. И, если удаётся быть искренним с собой, открытым к неожиданному, то вдруг так захочется измениться к лучшему, стать сильнее и сделать выбор, на который не мог решиться.
Литература: Пьер Адо. «Что такое античная философия?»