Божественный Платон. Читая его книги, можно встретить как глубоко символичные послания, так и большое число критериев, которые можно применять здесь и сейчас. Например, размышление о врачах в идеальном государстве (третья книга «Государства»).
Вот какие критерии даёт Платон (диалог Главкона и Сократа):
— Это-то совершенно верно. Но как ты скажешь, Сократ, вот насчет чего: разве не требуются в нашем государстве хорошие врачи? А такими могли бы быть, всего вероятнее, те, через чьи руки прошло как можно больше людей здоровых и как можно больше больных.
— Конечно, я говорю о хороших врачах. А знаешь, кого я считаю такими?
— Пожалуйста, скажи мне.
— Что ж, попытаюсь. Но ты в своем вопросе объединил не сходные между собою вещи.
— Как так?
— Искуснейшими врачами стали бы те, кто, начиная с малолетства, кроме изучения своей науки имел бы дело по возможности с большим числом совсем безнадежных больных, да и сам перенес бы всякие болезни и от природы был бы не слишком здоровым. Ведь лечат, по-моему, не телом тело — иначе было бы недопустимо плохое телесное состояние самого врача, — нет, лечат тело душой, а ею невозможно хорошо лечить, если она у врача плохая или стала такой.
Именно здесь Платон не комментирует, как связаны безнадёжные больные и собственные болезни с качеством души. Но из контекста предыдущих размышлений становится понятным, что страдания, испытания и переживания за других людей очищают и облагораживают душу человека. Имея дело с тяжёлыми больными, врач приобретает сострадательную и добрую душу, способную к излечению.
Соглашаться с Платоном или нет — выбор каждого. Но, как кажется, стоит хотя бы обратить внимание на то, с чем идём к болеющему человеку. И что в первую очередь важно больному.
«Лечат не телом тело, <...>, лечат тело душой».
Иногда доброе слово, возвращение смысла и любовь стоят всех баночек и пилюль вместе взятых.