«Легко быть щедрым тому, у кого многое есть, — часто приходится слышать от слушателей нашей философской школы. — К сожалению, мы не настолько богаты, чтобы позволить себе роскошь щедрости». И если на первый взгляд это вполне очевидно, то ближайшее рассмотрение показывает ошибочность подобного утверждения.

 

Духовный парадокс

Можно ли отдавать, ничего не имея? Может ли кому-то помочь человек, у которого ничего нет? Можно ли кому-то принести счастье, если сам им не обладаешь? — Эти и другие подобного рода вопросы не имеют однозначного ответа. Все дело в том, что они имеют разные ответы для двух разных реальностей: материального и духовного мира.

То, что очевидно в мире материальном (я не могу отдать то, чем сам не обладаю), перестает быть таковым, когда речь идет о сознании и духовной жизни человека. Очень афористично об этом высказался Шантидэва, выдающийся индийский мыслитель VIII в.:

Всякое блаженство, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления принести счастье другим.
Всякое страдание, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления к собственному счастью.

Почему так? Почему стремление к собственному счастью в конечном итоге вызывает страдание?

Все дело в двух природах каждого человека: в каждом из нас соседствуют два противодействующих начала. Платон их называет вожделеющим и разумным, «Бхагавадгита» в символической форме описывает как двоюродных братьев Пандавов и Кауравов, Евангелие от Луки утверждает невозможность примирения между ними, считая, что «нельзя служить двум господам: Богу и маммоне», а «Голос Безмолвия» говорит о необходимости решающего выбора: «Твой прах и твой дух не могут встретиться никогда. Один из двух должен исчезнуть, ибо не могут они пребывать вместе».

Самое же, наверное, афористичное представление об этих двух началах дарит нам знаменитая индейская притча о двух волках:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Побеждает тот волк, которого ты кормишь. Побеждает та внутренняя природа, которой ты следуешь. Побеждает та философия, которую ты применяешь на практике. Именно поэтому стремление приобрести счастье (духовную категорию) противоречит самой природе счастья (природа духа альтруистична) и ведет к победе «черного волка», к страданию. И, наоборот, забота о других и их счастье пробуждает и развивает в нас «белого волка» и приводит к собственному счастью.

Что ж, подведем краткий итог сказанному. Отдача как таковая приводит к разным последствиям в двух мирах:

  • В материальном мире: чем больше отдаешь, тем меньше у тебя становится.
  • В духовном мире: чем больше отдаешь, тем больше у тебя становится.

Можно ли отдавать то, чего не имеешь?

Понятно, что подобная философия может поставить в тупик любого, кто не привык часто размышлять о подобных вопросах. Высокие слова и утонченные размышления могут показаться излишним умствованием людей, совершенно оторванных от реальной жизни.

Специально для такого случая в учении Будды (Самьюктаратнапитака-сутра) были разработаны очень интересные правила для начинающих. Буддисты считают, что на свете есть семь пожертвований, которые может сделать любой человек, даже не имеющий никакого состояния.

  1. Физическое жертвование. Это служение своим трудом, высшая форма которого — самопожертвование.
  2. Духовное жертвование. Это чуткое и внимательное отношение к окружающим людям и вещам.
  3. Жертвование глазами. Это добрый и кроткий взгляд, умиротворяющий окружающих.
  4. Жертвование мягким лицом. Это постоянная теплая улыбка на губах.
  5. Жертвование словами. Это слова участия и внимания.
  6. Жертвование местом. Это значит уступать свое место другим.
  7. Жертвование своим домом. В своем доме давать приют на ночь другим.

 

Все эти пожертвования может делать всякий человек в своей повседневной жизни. Разумеется, ему совершенно не обязательно для этого быть буддистом. Таким образом, философская формула щедрости проста: чем больше и чаще и искреннее отдаешь, тем щедрее становишься.

You have no rights to post comments