Тайна человеческой судьбы... Иногда судьба представляется нам милосердным Провидением, иногда – неумолимым Роком. С древности и до нашего времени люди обращаются к гадалкам, астрологам и прорицателям, чтобы попытаться заглянуть в невидимый для обыкновенных глаз мир - мир будущего.

Не являются ли мистификаторами легендарные и современные пророки? Может ли вообще человек узнать, что готовит ему судьба? В поисках ответа давайте обратимся к истокам пророчеств.

В Египте, Индии, Греции, Вавилонии, у кельтов и других древних народов способность прорицать была великим искусством и священной наукой, а прорицатели, особенно столь знаменитые, как дельфийские Пифии и легендарные Сивиллы, были жрецами и жрицами, посвятившими свою жизнь служению богам. Самым знаменитым и почитаемым прорицалищем древности был Дельфийский оракул[1].

По легенде изначально он принадлежал Матери-Земле, Гее. Гея отдала оракул Фемиде, богине правосудия. Само имя Фемиды означает «Пророчество», а предсказания Пифии назывались по-гречески «фемистэс». В дар от Фемиды святилище получил Аполлон.

храм Аполлона в Дельфах
Руины храма Аполлона в Дельфах

Согласно другой легенде, оракул был основан самим Аполлоном, покровителем искусства прорицания. Он замыслил основать свое первое святилище в Дельфах - небольшой долине у подножия Парнаса, окруженной скалистыми горами, - где и заложил фундамент храма, чтобы устами людей прорицать божественную волю. Но сначала богу пришлось сразиться с ужасным драконом Пифоном, обитавшим в Дельфах. В одном из произведений древнегреческого поэта-философа Пиндара говорится, что Аполлон сражался с чудовищем за магический треножник, с которого до него пророчествовал сам Пифон.

Существует легенда о древнем храме Аполлона - шатре, сплетенном из ветвей священного лавра. Этот храм сменил другой, сделанный из воска и пчелиных крыльев; его Аполлон отдал своему любимому народу - гипербореям. Третий храм был из меди, его создал божественный кузнец Гефест; в нем пели волшебные золотые девы. Это святилище было расплавлено огнем. Четвертый храм, известный уже по историческим источникам, был построен из камня легендарными архитекторами Трофонием и Агамидом. Когда он был основан - остается загадкой, над которой бьются поколения исследователей. Известно, что во времена Гомера, то есть в VIII-VII вв. до н. э., святилище было знаменито не только в Греции, но и в соседних государствах. Гомер в «Илиаде» упоминает, что к оракулу обращался царь Агамемнон, а это означает, что Дельфийский храм мог существовать уже во времена троянской войны, в XIII в. до н. э. Современные исследователи нашли на месте оракула древнее микенское святилище.

Старый каменный храм сгорел в 1-й год 58-й Олимпиады, в VI в. до н. э., и тогда был построен последний, самый известный; по свидетельствам очевидцев, он был очень красив. Для его возведения собирались подаяния по всей Греции и в соседних государствах. Храм строился по проекту архитектора Спинфара из известняка, а фронтон - из паросского мрамора, он был украшен статуями богов работы Праксителя и Андросфена. Отдельные люди и целые города посылали богатые дары дельфийскому богу - прекрасные статуи божеств и героев, многие из которых были созданы великими скульпторами, чаши и драгоценности - они собирались в сокровищницах храма.

святилище Афины в Дельфах
Руины святилища Афины в Дельфах

Эллины были глубоко религиозным народом. Религия являлась для них потребностью души, а не узаконенным правилом, и все, что касалось воли богов, было окружено величайшим почтением. Вера в оракулы, в божественные знамения не была бессмысленным подчинением навязанной свыше воле, но проистекала из понимания вселенной как великой, гармонично устроенной системы, в которой и люди, и боги имели свое место и выполняли предназначенную им Провидением роль. Не случайно в Греции говорилось, что даже великий Зевс подчиняется воле мойр - богинь судьбы, статуи которых стояли в Дельфийском храме рядом со статуями Зевса и Аполлона.

В самой таинственной части святилища, вход в которую для просителей был закрыт, находилась расселина, из которой поднимались удушливые пары. Согласно легенде, они исходили из того места, где был погребен побежденный Аполлоном Пифон; от имени чудовища и произошло название Пифий - жриц, пророчествовавших под воздействием этих испарений. Над расселиной был установлен треножник, с которого Пифия давала свои предсказания. В древние времена единственная Пифия совершала пророчества лишь раз в году, во времена расцвета Древней Греции пророчества давались постоянно, за исключением определенных неблагоприятных дней, а в начале нашей эры в храме жили три Пифии, которые прорицали два раза в месяц, - число желающих получить ответы на свои вопросы было весьма велико.

Пифию избирали из молодых девушек, и после обряда посвящения Аполлону мирская жизнь для нее прекращалась: жрица никогда не покидала храма и проводила все свое время в общении с богом. Служение Пифии считалось очень почетным, но было сопряжено с большими страданиями, так как после каждого «сеанса» пророчеств жрице приходилось довольно долго восстанавливать свое здоровье и душевное равновесие. Перед началом пророчества жрецы совершали жертвоприношение и определяли, угодно ли богу дать предзнаменование; если результат был отрицательным, жертвы приносились до тех пор, пока не являлось благоприятное знамение. Тогда Пифия омывалась в священном источнике и восходила на треножник.

Аполлон с вороном
Аполлон с вороном

 

* * *

О природе пророчества существует много различных мнений. Средневековые мистики утверждали, что вся информация о том, что было, есть и будет, уже существует на невидимых планах, то есть любая вещь, любое явление, прежде чем проявиться в мире форм, рождается и существует в мире идей, и если научиться «подниматься» сознанием до этих планов, то можно видеть будущее. Представьте себе такую картину: по дороге идет процессия. Человек, который стоит на обочине, видит лишь тех, кто проходит мимо него, но если он поднимется на колокольню, то сверху cможет увидеть все шествие одновременно, и для него «сейчас» будет то, что для стоящего на земле уже произошло или только произойдет. Настоящий прорицатель похож на поднявшегося на колокольню, в то время как мы все «стоим на обочине».

Мистики утверждают, что работа с “тонким планом”, на котором существуют все модели вещей и событий, связана с большой трудностью и опасностью. Для нее необходимо научиться отключать рациональное человеческое сознание и освобождать бессознательное. Этим объясняется необычное поведение Пифии: издаваемые ею бессвязные звуки и возбужденное состояние, сменяющееся трансом. Неоплатоник Ямвлих объяснял, что через пророчицу проговаривает дух святилища, существо, которое является посредником между богами и людьми. Когда пророчица общалась с духом, она впадала в транс, становилась величественной и произносила пророческие слова.

Дельфы, особенно в архаический период, играли роль религиозного центра Эллады – они ведали культом героев и богов, устанавливали календарь праздников. Изречения оракулов повлияли на колонизационную деятельность и законодательство Греции. Известен случай, когда знатный спартанец Ликург прибыл в Дельфы вопросить оракул об улучшении спартанских законов. Ответ Пифии был:

Ты притек, о Ликург, к дарами обильному храму,

Зевсу любезный и на всем Олимпе обитель имущим,

Смертный иль бог ты? Кому изрекать прорицанье должна я?

Богом, скорее, Ликург, прорицать тебя нужно бессмертным.

По некоторым сведениям, Пифия предрекла Ликургу все спартанское государственное устройство.

Начиная важное предприятие, всегда обращались к оракулу за советом. Часто просители получали не тот ответ, на который рассчитывали. Известна легенда, связанная с рождением одного из выдающихся мудрецов древнего мира. Торговец Мнесарх обратился к оракулу с вопросом об успехе своего путешествия и услышал, что у него родится сын, «который будет выделяться красотой и мудростью и принесет человеческому роду величайшую пользу на все времена». Родившегося ребенка нарекли Пифагором (“предсказанным Пифией”). Пифагор стал не только великим математиком; он основал первую философскую школу, давшую импульс всей греческой и последующей философии. Из пифагорейской школы вышло много знаменитых ученых, философов и государственных деятелей.

Доверие к оракулу было столь велико, что в случае неблагоприятного ответа человек и даже целый народ могли отказаться от задуманного. Так, во время завоевания Ионии царем Гарпагом жители Книда пытались прокопать перешеек, соединяющий полуостров с материком, чтобы не пустить захватчика. Однако люди, долбящие каменную породу, стали получать ранения от осколков камней. Вопросив оракул о причине происходящего, они получили указание не превращать Книд в остров. Книдяне прекратили работы и сдались Гарпагу без боя.

Легендарная двусмысленность дельфийских пророчеств породила множество споров. Большинство современных историков считают, что жрецы, которые истолковывали предсказания, использовали эту возможность для политического влияния Дельф на процессы колонизации, войну между правящими родами или борьбу аристократии и демократии в Греции. Однако по мнению древних философов, успех или неудача зависели от тех выводов, которые делал получивший пророчество человек.

Известен пример лидийского царя Креза, который обратился к оракулу с вопросом, выступать ли ему против персов. Ответ, который он получил, был таков: «Если царь перейдет реку Галис, то погубит великое царство». А на вопрос, долго ли будет существовать его держава, - «Коль над мидянами мул царем когда-либо станет, ты, нежноногий лидиец, к обильному галькою Герму тут-то бежать торопись, не стыдясь малодушным казаться». Крез, убежденный, что «великое царство» – это царство персов, а мул не может быть царем людей, пошел войной на персов и проиграл. Когда же он послал в Дельфы свои оковы в качестве «победных даров» с вопросом, принято ли у эллинского бога обманывать друзей, то оракул ему ответил: «Предопределенного Роком не может избежать даже бог. Если бы Крез хотел принять правильное решение, то должен был бы вопросить у оракула, какое царство разумеет бог - Кира или его, Креза? И смысл изречения о муле Крез также не понял: ведь мулом был Кир, так как он происходит от матери более знатной, чем отец».

Известен также пример Нерона, которому Пифия предрекла: “Бойся 63-го года”. На момент пророчества Нерону было 60 лет, и он решил, что повода для беспокойства нет. Однако вскоре сенат низложил Нерона и избрал императором 63-летнего наместника Гальбу, сам же Нерон покончил жизнь самоубийством.

Есть и противоположный пример - правильного истолкования пророчества. Во время войны против жителей Кирры, захвативших часть дельфийских земель, Солон, который осадил город, но никак не мог его взять, вопросил оракула и получил следующий ответ:

Тогда лишь вы ниспровергнете твердыню этого города,

Когда волны темноокой Амфитриты будут омывать собой

Святилище бога, разбиваясь о берег священный.

Солон придумал следующую хитрость. В окрестностях Кирры росло много чемерицы, корни которой вызывают душевную болезнь. Он запрудил реку Плист, на которой стояла Кирра, отравил ее воду чемерицей и вновь пустил в город. Жители, вынужденные пить эту воду заболели, что помешало им защищать городские стены.

В первые века нашей эры могущество Дельфийского оракула значительно уменьшилось. Плутарх, бывший одно время жрецом Дельфийского храма, считал, что это произошло из-за падения нравов людей, которые стали обращаться к оракулу с бытовыми вопросами - о приплоде скота, о плодородии, о здоровье - и перестали заботиться о благе государства и Бога. Сегодня от святилища остались лишь развалины, пророческий дух покинул Дельфы. Но нам, потомкам славной цивилизации, была оставлена последняя загадка храма - начертанная на стене максима “Познай самого себя”.

По словам Плутарха, Аполлон излечивает болезни и разрешает затруднения посредством прорицаний, которые дает людям, вопрошающим оракул; но он побуждает человека к поиску истины, давая ему трудности, разрешаемые посредством размышления. А Гераклит говорил: “Владыка, чье прорицалище в Дельфах, не вещает, не скрывает, но знаменует” (или намекает). Ибо никакой оракул и даже бог не может создавать за человека его судьбу, человек должен научиться сам выбирать и действовать на основе своего выбора. В этом высказывании заключена глубокая древняя мудрость – ведь если судьба и боги будут все делать за нас, то в чем смысл существования человека?


[1] Оракул означает одновременно прорицалище (храм) и прорицание (изречение богов).

You have no rights to post comments