Наследие кельтов изучают давно. Но они не спешат открывать все свои тайны. Один из самых волнующих вопросов — как возник этот народ, откуда пришел? И здесь история встречается с мифом.
Завоеватели Европы
Этот народ, как полагают исследователи, был частью мощной миграционной волны индоевропейцев. Но на вопрос, откуда он пришел, дают разные ответы. Основных версий две: одна связывает прародину кельтов с территорией нынешних Ирана, Афганистана, Северной Индии, вторая, так называемая нордическая, ищет их истоки на севере, на одном из островов, который стал колыбелью кельтской цивилизации.
История кельтов в Европе началась в III тысячелетии до н.э. и связана с культурой шнуровой керамики и боевых топоров. Следы кельтских поселений находят на юге и западе Германии, Австрии, в некоторых районах Франции. Гальштатский период (VIII–VI века до н.э.) был отмечен значительным подъемом цивилизации кельтов. В одном из курганов этого периода открыто знаменитое захоронение «княгини», где найдено множество украшений тончайшей работы. По мнению исследователей, это захоронение говорит о высоком положении женщины в кельтском обществе и подтверждает литературные свидетельства о существовании королевы Боудики в Британии и легендарной королевы Медб в Ирландии.
С 500 года до н.э. кельты начали расселяться по всей Европе. Они заняли нынешние Германию, Францию, Бельгию, Швейцарию, Северную Италию, дошли до Рима, завоевали Испанию и создали там кельто-иберийскую культуру, образовали государство Галатию в Малой Азии, заселили Британские острова, в 279 году до н.э. заняли Грецию. Предполагают, что они доходили даже до Киева. В 335 году до н.э. на Дунае кельты встретились с Александром Македонским. И когда великий полководец спросил, чего они боятся, бесстрашные воины ответили: «Мы опасаемся только одного — чтобы небо не упало на нас». Так рассказывает легенда.
Кельтов, живших на материке, в Европе, римляне называли галлами, а греки галатами, островных кельтов — бриттами.
Упадок кельтской культуры связывают с военными походами римлян. После знаменитой битвы 52 года до н.э. при Алезии Юлий Цезарь покорил Галлию и сделал ее провинцией своей империи. А в I веке римляне завоевали Британские острова. Однако там остались территории, которые никогда не были римскими.
Утверждение в Ирландии христианства в V веке стало рубежом в жизни всего кельтского мира: на его огромных пространствах не осталось больше ни одного уголка, где сохранялись бы только собственные традиции.
Кельты сыграли в истории Европы большую роль. Даже в римскую эпоху в школы друидов, обладавших глубочайшими знаниями, приезжали обучаться со всей Европы, а римские школы во многом стали преемницами кельтских. Кроме того, ирландское монашество возникло на базе друидических центров и сохранило для нас древнейшие предания кельтов, записав их и перенеся в новое время древнюю мудрость. Один из исследователей, А. Юбер, назвал кельтов факелоносцами древнего мира, давшими мощный импульс развитию культуры в Европе.
Жители полых холмов
Саги, повествующие о легендарной праистории кельтов, сохранились только в Ирландии. В них говорится о народах, которые жили на острове до того, как туда приплыли гойделы, или сыновья Миля, — предки современных ирландцев.
В начальную эпоху Ирландия была пуста и не имела формы, а затем последовательно ее заселяли племена, которые называют расами. Сначала сюда приплыло племя Кессар, единственное допотопное племя, затем — раса Партолона. Она создала семь озер и расчистила четыре долины. Пришедшая после нее раса Немеда («Священного») зажгла первый огонь, который не потухнет уже никогда; при ней появился первый король и была произнесена первая клятва. Затем пришли Фир Болг («люди-молнии»), которые первыми разделили остров на пять провинций — четыре и одну центральную, и с тех пор это сакральное устроение мира поддерживали все последующие поколения.
Но самыми знаменитыми были племена богини Дану. Они прибыли в Ирландию не на кораблях, а по воздуху, окутанные туманом. Это были самые светлые люди, самые мужественные воины, самые тонкие мудрецы, самые великие маги и волшебники. Они явились с загадочного Великого Острова где-то далеко на севере. Там они получили познания, обучились магии, волшебству и ремеслу у величайших и таинственных друидов, магов и бардов. Дети богини Дану сражались с фоморами — враждебными силами пограничного мира, которые постоянно нападают на Ирландию.
Когда на землю Ирландии пришли гойделы, то после битвы они поделили остров с племенами богини Дану: гойделам досталась земля, а племена ушли под землю в холмы, под озера и за море. Обитателей полых холмов стали называть сидами. «Сиды потребовали от Манананна, чтобы он нашел для них безопасные убежища. И он нашел для них в Ирландии прекрасные долины и поставил кругом невидимые стены, которые были недоступны для простого смертного, а для сидов были словно открытые двери».
Невидимую сторону мира кельты называли Иным миром. Там находится Источник Мудрости, там можно увидеть истинный смысл происходящих на земле событий. Благодаря сидам люди получили возможность общаться с этим миром. И потому знали, что они бессмертны, что уйдут после смерти в Обетованную страну, где их будет учить Древний народ, Дивный народ, как они называли сидов. В Ином мире можно было встретиться с тайной тайн — великим островом Ультима Туле. Это название дошло до нас от римлян (Вергилия, Сенеки, Тацита). Изначально так называли легендарную островную страну на дальнем севере Европы. (Позже это выражение стало нарицательным в значении «крайний предел чего-либо».) Как называли Остров сами кельты — точно неизвестно, но воспоминания о нем живы и по сей день.
Воспоминание об Острове
На севере, за гранью всего видимого, находится священный Остров — остров света, остров чистоты. Там живут все хранители мудрости, знания и тайн, божественные барды, божественные художники. Все друиды и все короли обучались на Туле и именно оттуда принесли свое искусство. Там находится котел Возрождения, который утоляет любую жажду и дает бессмертие. Легенды кельтов о Туле и ее поиске стали источником легенд о поиске Грааля — чаше света, благодаря которой землю не может поглотить тьма. Найти Туле означает не только найти мудрость, познание, возродиться — это и есть Грааль, — но прикоснуться к тайне тайн, которая является основой всего человеческого существования.
Попасть на священный Остров непросто, его надо заслужить, совершив Великое плавание, которое будет длиться миг — или вечность. Ведь в Ином мире кельтов нет времени, или, говоря иначе, течет оно совершенно по-другому. Люди, попав туда, думают, что провели там несколько дней или месяцев, а вернувшись, обнаруживают, что прошли века. День там равен столетию, а вечность — это миг. Но миг этот наполнен величайшими подвигами, испытаниями, чудесами и осознаниями.
У Острова есть Хранители, ибо силы хаоса, тьмы, разрушения не дремлют и всегда готовы поглотить мир. Некоторые из тех, кто добрался до Острова, остаются охранять его там, а некоторые возвращаются обратно, в наш мир, чтобы защищать его здесь. Друиды и короли — это те, кто вернулся, чтобы принести с собой Туле на землю. Островом света, справедливости, чести, мудрости были для кельтов друиды, барды и короли, фении и великие герои, благодаря им люди могли жить в истинном мире, освещенном светом Туле.
Легенды говорят, что попасть на Остров может только тот, кто услышал его Зов. Зов этот звучит всегда, и в особые моменты человек способен услышать его. Вопрос лишь в том, сможет ли он откликнуться.
На протяжении долгих веков цепочка хранителей не прерывалась, а потом память об Острове стерлась из головы человека. Но не из сердца. И эта память заставляет нас снова и снова всматриваться в кельтскую культуру в надежде найти что-то важное, что наполнит нашу собственную жизнь глубоким смыслом, как это когда-то было у кельтов.
Дополнительно:
Кельтские поселения
Кельты жили в оппидиумах, укрепленных местах. Это могли быть небольшие поселения или огромные «города» (хотя в кельтском языке нет слова, эквивалентного слову «город», а есть только «поселение, деревня»). Вокруг них возводили мощные стены из бревен, камня, земли. Один из таких оппидиумов огорожен стеной в 2000 м, ширина которой 5–10 м. Археологи раскапывают великолепные «города» площадью 100–200 га.
Таков Бибракт, или Бибрактис (его площадь 135 га). Там, например, в квартале для состоятельных людей в одном из жилых домов, занимавшем 1150 м2, было 30 комнат. В другом доме найдена отопительная система, находившаяся под полом. Другой квартал являлся гражданским и торговым центром, третий — священной частью «города». Найдено там и множество мастерских литейщиков, эмальеров, кузнецовѕ Стены, окружавшие Бибракт и поднимавшиеся в высоту на 5 м, имели 5 км в окружности. С внешней стороны находился ров шириной 11 м и глубиной 6 м. «Город» уничтожили римляне в I веке до н.э.
Ж. М. Рагон описывает его так: «Бибрактис, матерь наук, душа древних народов в Европе, город, равно знаменитый своим священным училищем друидов, своей цивилизацией, своими школами, где 40 000 студентов изучали философию, литературу, грамматику, юриспруденцию, медицину, оккультные науки и т. п. Соперник Фив, Афин и Рима, он обладал амфитеатром, окруженным колоссальными статуями, храмами Януса, Плутона, Юпитера, Кибелы, Анубиса и других, фонтанами, валами, построение которых относится к героическим векам».
Священные центры Ирландии
Традиция священной королевской власти у кельтов связывалась с Тарой и ее правителями, вступавшими в священный брак с землей Ирландии. Устройство королевского дворца в Таре имело символическое значение, в нем просматриваются параллели с космологическими традициями других народов. Окруженный семью рядами валов дворец состоял из главного Медового покоя и четырех других, ориентированных по четырем странам света и символизировавших четыре главных королевства страны. Устройство центрального покоя повторяло эту схему, отводя места представителям четырех королевств вокруг возвышения, предназначавшегося для правителя Тары. Важнейшее для всякой космологии понятие центра символизировал камень Фаль. Лишь тот становился правителем Ирландии, под кем камень громко кричал. Возникновение Тары связывается с мифическим правителем Фир Болг — Эохайдом.
Вторым сакральным центром Ирландии был расположенный к западу от Тары Уснех, где находился знаменитый камень Делений. По преданию, именно у этого камня друид по имени Миде из расы Немеда зажег первый священный огонь, который, судя по археологическим данным, не гас несколько тысячелетий. Камень был пятиугольный, что тоже символизировало пять королевств. Здесь брали свое начало 12 важнейших рек острова. Знаменитый в древности оэнах — народное собрание Уснеха — являлся параллелью Празднику Тары, связанному с утверждением королевской власти.
Дорога, соединявшая Тару с Уснехом, называлась дорогой Ассал. Копье Ассал — копье бога Луга — имело космологический смысл и соотносилось с Осью Мира, лучом солнца.