Излучина Нижнего Дона. В ее центре, в окружении холмов, — огромный круг в земле. Стартовая площадка инопланетян? Место силы? Пуп земли? К счастью, это место давно изучено археологами и даже осмыслено.

Большой курган диаметром примерно в 200 м на берегу Дона давно привлекал внимание и местных жителей, и ученых, и многочисленных чудаков. В конце XIX в. некий Петр Авдеев решился поискать в кургане золото, но, перелопатив огромное количество земли, смог вывезти оттуда лишь несколько возов древесного угля. В 20-е гг. прошлого столетия тайну попыталась раскрыть серьезная археологическая экспедиция. Однако ученым пришлось уехать раньше времени из-за откровенно враждебного отношения к ним местного населения, считавшего раскопки «святого места» продолжением богоборческой политики советской власти.

В 1997–2003 гг. здесь прошли раскопки Волгоградского университета под руководством профессора Анатолия Скрипкина. Они и выяснили, что верхние пласты земли скрывали храм в честь бога огня.

Подобных сооружений на территории России больше нет. Это, видимо, самая северная граница арийских (индоевропейских) племен, поклонявшихся огню. Возможно, это были уже зороастрийцы, поклонявшиеся Ахура-Мазде, а может быть, почитатели бога огня Агни. В науке создателей этого святилища относят просто к племенам срубной культуры эпохи позднего бронзового века.



В степи в излучине Дона виден огромный круг диаметром 200 метров, окруженный широким рвом. В центре обнаружена печь диаметром 40 м. До реки — 9 км в три стороны

Это было довольно сложное сооружение, в центре которого древние строители возвели огромную печь с высотой стен более пяти метров. Ее дно и стены были выложены белым камнем, обладающим термоизоляционными свойствами. Когда каменная емкость полностью заполнялась дровами, ее поджигали, засыпав сверху слоем щебня-известняка. Благодаря этой хитроумной уловке огнепоклонников сооруженная ими печь не горела, а лишь тлела, а густой дым разносился на многие десятки километров.

За постоянством дыма следили, пополняя запасы дров в гигантской печи, доверенные лица племени. Их небольшие поселения обнаружены неподалеку от храма, в балках Хлебная и Качалинская.

Святилище функционировало несколько веков, а потом было не просто брошено, а бережно закрыто: печь засыпали, над ней возвели купол, выбелив его щебенкой из известняка.


Ров вокруг центральной части святилища

Древность

Изучение идет, но загадок остается множество. Одна из них связана с возрастом святилища.

На раскопках до сего времени не обнаружено ни осколков керамики, ни костей, по которым обычно определяется возраст древнего сооружения. Археологам пришлось заказать радиоуглеродное исследование углей из древних кострищ в лабораториях России, Германии и США. Итоги анализов оказались достаточно противоречивыми. Судя по одному научному заключению, придонскому храму огнепоклонников примерно 3300 лет, по второму — 2800–3000 лет, а по третьему — «всего» 2500. Есть и другие вопросы, на которые пока не удалось ответить волгоградским археологам.

Исследователи полагают, что сооружение имело значение для большого количества людей, об этом свидетельствуют громадные размеры. В эпоху поздней бронзы (этим временем датируется святилище) волго-донские степи были плотно заселены племенами, в том числе индоевропейскими.

На карте знаменитого древнегреческого ученого 2 века нашей эры Клавдия Птолемея, возможно, обозначено именно это святилище. Оно узнаваемо стоит в центре крупной излучины Дона-Танаиса и называется «Цезаревы алтари». То есть в 150 г. н.э. оно еще действовало или, во всяком случае, было хорошо известно. Значит, если отсчитывать от самой древней даты постройки, оно существовало на протяжении двух тысяч лет. Как минимум, тысячу.

 

Карта Клавдия Птолемея, 150 г. н.э. Справа в центре, в излучине Танаиса (Дона), — святилище Цезаревы алтари

Храм огня

А давайте-ка подытожим: где-то в степи, вдали от каких-бы то ни было крупных поселений пару тысяч лет назад некие племена «срубной культуры» создали огромное, сложное, многотрудное сооружение, тысячу лет (или даже две) хранили его в абсолютной чистоте, поддерживали негасимый огонь — в том краю, где не растут леса…

Вот здесь наш практичный мозг взрывается: «Зачем? Какая от этого польза? К чему такие усилия?»

Да, всё так. Для того чтобы хотя бы предположить, какой во всём этом смысл, нам придется слезть со своей колокольни и взглянуть на мир глазами древнего ария-огнепоклонника.

Взамен линейной картины мира нам придется представить себе циклическую: мир рождается, развивается, истощается, заканчивается. А потом начинается снова. Мир родился когда-то силой богов, а теперь люди должны его воссоздавать, беря на себя ответственность за посильную, подвластную им часть этого мира. Новые, осваиваемые земли для них — мир Хаоса, где надо создать Космос, порядок. Космос — это возвращение к изначальной, божественной чистоте, полноте и силе.

Для индоевропейцев-огнепоклонников, пришедших в эти земли, важно было создать точку опоры — ось обжитого, упорядоченного мира, где они будут проводить божественный закон. Место алтаря бога, как бы его ни звали, Агни, Ахура-Мазда или как-то по-другому.

Зримый образ этого бога — огонь. Но священный огонь не должен гореть на голой земле, между огнем и землей должен быть алтарь — центр, через который поддерживается миропорядок, жизнь и гармония.

«Говорят, что истинное владение наступает тогда, когда построят и обустроят все то, что потребно для алтаря в честь огня», — гласит древний ведийский текст «Шапатапатха-брахмана».

За сотни километров сюда съезжались племена для совершения таинственных (для нас) обрядов, а потом, возобновив свою силу и понимание законов жизни, возвращались к своей обыденной жизни. Рядом оставались только те, кто поддерживал огонь — изо дня в день, из года в год, из века в век…

Как, когда и почему закончилась жизнь этого святилища, мы не знаем. Знаем только, что оно не было брошено в спешке. А так же тщательно, как и строилось, было закрыто — засыпано, приподнято, покрыто куполом известняковой щебенки. Представляете, как смотрелась эта белая полусфера в степи, как сверкала издалека на солнце, как продолжала петь гимн богу?

 

Исследовательская поездка слушателей «Нового Акрополя» Волгограда на место святилища в Трехостровской

Сегодня

Как попасть в это место сегодня? Наверное, почти так же сложно, как и тысячи лет назад. Это территория природного парка «Донской» в Волгоградской области, в семи километрах от станицы Трехостровской, в полутора часах езды от Волгограда. Координаты: 49.163696, 43.923995.

Можно приехать сюда своим ходом, на машине, но только в сухую погоду или на внедорожнике. Можно попасть на одну из редких экскурсий. Можно обратиться за наводкой в дирекцию природного парка.

В любом случае, пока исследовано только один процент этой загадочного места. Что еще оно скрывает? А сегодня вас ждет только круг в земле, до сих пор окруженный широким рвом, кольцо холмов вокруг, куски оплавленной земли и древняя-древняя тайна.

 

You have no rights to post comments