Интервью с Делией Стейнберг Гусман, президентом Международной Классической философской школы "Новый Акрополь"
Делия Стейнберг Гусман - философ, пианистка, лауреат многих музыкальных конкурсов, кавалер Парижского Креста Французской академии в области искусства, науки и литературы. Автор многих статей и книг, среди которых "Игры Майи", "Сегодня я увидела...", "Основы акропольского Идеала", "Мне сказали, что...", "Повседневный герой" и др. Ведет активную деятельность по организации международных музыкальных и литературных конкурсов.
В настоящее время Д.С. Гусман является президентом международной классической философской школы "Новый Акрополь", продолжая культурно-просветительскую деятельность и читая в разных странах мира лекции по философии, философии истории, символизму древних культур, психологии, метафизической эстетике и т.д.
Отрывки из встречи со слушателями философской школы "Новый Акрополь"
Сначала я хочу задать вам два вопроса. Первый: если в мире так много направлений, позволяющих самосовершенствоваться, то почему никто еще не достиг совершенства? Почему мы все еще страдаем, почему у нас много проблем и мы не можем их решить? Второй вопрос: откуда черпают свои идеи все эти современные направления? Из того же самого источника, из той же самой живой воды. И существует только одно большое различие: иногда из-за тщеславия многие из этих людей не хотят признать, что идеи, которые они провозглашают, на самом деле являются идеями Платона, Конфуция и многих древних философов! А настоящий философ не стыдится сказать этого.
Современные течения всегда хотят выглядеть оригинальными. А философ не хочет выглядеть оригинальным, он хочет просто быть философом. Он не стремится иметь много идей, он хочет иметь одну хорошую идею. И если то, что говорит Платон, или Конфуций, или Сократ, или Сенека, по сути своей хорошо, полезно, зачем тогда забывать об этом, почему не пользоваться? И то, что они древние, это не страшно — в мире есть очень много древних вещей. Человеческие чувства такие же древние, человеческая боль и страдания такие же древние, человеческая потребность познавать такая же древняя. И все эти «древние» философы говорят не о новых или старых вещах, а о вечных, актуальных человеческих вопросах. И если сравнить нас с древними людьми — прошло 2–3 тысячи лет с тех пор, как они жили, но мы можем констатировать, что с тех пор мы с вами внутренне не очень-то изменились. И поэтому все то, что говорили философы древности, как они решали свои проблемы, актуально сейчас для нас, чтобы решить наши проблемы, которые остались такими же, как и тысячи лет тому назад.
Вот пример, который дает профессор Ливрага. Между римской колесницей и современной машиной есть разница. Она состоит в том, что сила тех лошадей, которые двигали колесницу, сейчас заключена в двигателе, но это та же самая сила. Но если есть разница между колесницей и машиной, то между человеком, который тогда правил колесницей, и человеком, который сейчас ведет машину, большой разницы нет. И у того, и у другого есть постоянные потребности, необходимости души. И поэтому мы всегда изучаем философов, которые могут дать ответы на эти постоянные, вечные потребности души.
В «Новом Акрополе» существует много программ, посвященных культуре эпохи Возрождения. В чем актуальность эпохи Возрождения для нашего времени?
Надо понять, что сейчас мы находимся не в эпохе Возрождения, а в эпохе, которая больше похожа на средние века. А для того, чтобы после любого средневековья было возрождение, первое, что нужно, — это мужество, дерзание. Это то мужество и та смелость, которую имели и философы, и ученые, и художники, и поэты эпохи Возрождения, чтобы пробить новые горизонты, новые дали, чтобы дать новое видение мира, которое тогда казалось самым невероятным. Какой урок можем мы извлечь из эпохи Возрождения? Очень трудно в синтезе, в нескольких словах выразить всю гамму того, что было тогда. Само слово «возрождение» означает новое рождение. Понятно, что речь идет не о физическом рождении, а о пробуждении души. И первое, что нам самим нужно, — это действительно проснуться, сделать так, чтобы проснулась наша душа.
Есть еще одна вещь, которую делали в эпоху Возрождения и которая актуальна для нас, — это возвращение к прошлому, к традициям, к истокам, чтобы взять оттуда вечные идеи и перенести их в современность. То есть вернуться не ко всему прошлому, а к лучшему из того, что говорили древние, к тому, что актуально во все времена.
И еще одна очень важная идея — вернуть достоинство человеческого существа. Вернуть не только свободу человеческого существа, но сделать так, чтобы человек опять почувствовал свое достоинство. Оно состоит в состоянии осознания: «Я живу. Я существую. Я есть».
И что особенно важно из идей эпохи Возрождения — чувствовать себя очень красиво и тонко связанным со всем, что происходит в Природе и во всей Вселенной. Чувствовать себя частью Природы, и особенно частью Законов Природы. И в этом суть. Эти простые идеи на самом деле являются колоннами эпохи Возрождения и любого возрождения. Они не ветшают, не стареют. И так же, как они были полезны в то время, они полезны и сейчас, в XXI веке. Но, естественно, для того, чтобы их применить, нужно чуточку дерзания и отваги, которые были тогда.
Как вам удается сочетать высокие философские идеалы, о которых говорится в «Акрополе», с реалиями и трудностями жизни? В нашей сегодняшней жизни, основанной на таких ценностях, как материализм, потребительство, корысть и т. д., какое лекарство в первую очередь можно применить к обществу?
Если какой-то возвышенный философский идеал не может быть применен в жизни, если нельзя найти форму для того, чтобы применить его в жизни, то для чего он тогда существует, какая от него польза? Есть основная вещь, которой мы должны научиться в «Акрополе»: все философские идеалы, о которых говорится на лекциях, существуют не для того, чтобы мы жили ими в стенах Школы, а для того, чтобы применяли их в жизни. Мне кажется, что самая большая проблема применения всего этого в жизни состоит вот в чем: когда после лекции, на которой говорили о каких-то высоких философских идеях, мы выходим во внешний мир, довольно суровый, со своими законами, мы чувствуем себя отличными от него, чувствуем, что мы не такие. Но разве нужно, когда мы выходим во внешний мир, кричать: «Ой, мы разные, мы другие, мы отличаемся от всех остальных!»?
Самое главное, что для того, чтобы применить любые философские идеалы, мы не должны чувствовать себя другими. И несмотря на это, мы должны всегда пытаться внутри себя, внутри нашей души и сердца сохранять определенное состояние сознания, которое всегда соответствовало бы тем идеалам, о которых слышим. Если эти идеи нам дороги, мы должны научиться сражаться за них, но без излишнего пафоса, без конфликтов, собственным примером.
Я дам вам пример другого подхода, потому что думаю, что тогда будет гораздо легче понять, о чем идет речь. Обычно мы говорим: весь мир такой материалистический, такой зараженный. Что делать мне, чтобы этот материализм меня не заразил? Но что делают люди для того, чтобы не промокнуть? Открывают зонтик и идут под дождем, оставаясь сухими. И что делает идеалист под дождем материализма? Открывает зонтик, защищается, дождик падает, а он остается сухим и не зараженным. Но для этого нужно, чтобы зонтик открывался. И чтобы в зонтике не было дырочек. Роль этого зонтика играет высокое состояние души и сердца, которое надо сохранять. И ты, таким образом, живешь со своим идеалом в виде зонтика не только для того, чтобы защищать себя от дождя любого плана, — под нашим зонтиком могут найти место и другие люди.
С тем состоянием сознания, которое сейчас разделяем все мы, мы можем помочь многим, потому что нас объединяет один и тот же идеал. Здесь нет дождя. И внутрь каждого из нас дождь также не проникает.
Вы руководите огромной международной организацией, постоянно ездите по разным странам, читаете лекции, много пишете. Где Вы находите на это время и силы? Что Вы делаете в те моменты, когда вам трудно?
Это три вопроса в одном! Откуда я беру силы на все? Изнутри. Знаете, как меня иногда называют? «Турбо» — турбина, которая крутится, крутится... Я обычно черпаю силы в состоянии, когда я счастлива и довольна. А я счастлива и довольна каждый день, когда нахожу что-то, чем быть довольной. Моя проблема не в том, где находить силы, а в том, где мне найти время для всего, что я должна делать. Это гораздо труднее. И я не могу ответить вам на этот вопрос, потому что до конца его не решила. Я всегда стараюсь организовать свой день и свое время с большой дисциплиной, с абсолютной дисциплиной, держать себя в руках. Я пытаюсь даже считать минуты. И я себе тогда говорю: «У меня сейчас есть 15 минут для того, чтобы послушать музыку». Например, сегодня, когда за мной заехали, чтобы ехать на эту встречу, я как раз слушала музыку, 15 минут.
Есть ли у меня проблемы и трудности? Да, и очень много. Каждый день что-нибудь происходит. И что я делаю? Пытаюсь уменьшить эти проблемы. Я не могу вам объяснить, как я решаю те или иные проблемы, но могу сказать, чего никогда не делаю. Я никогда не опускаю руки, никогда не говорю себе: «О, как страшно, у меня проблемы, и я не могу их решить». И даже когда у меня бывают иногда такие состояния, я не позволяю себе тратить на них даже пяти минут. А на поиски решения проблем, даже тех, которые мне кажутся неразрешимыми, я трачу очень много времени, но не сдаюсь перед ними. Я пытаюсь применить в своей жизни принцип ученика-стоика: «Если у этой проблемы есть решение, тогда зачем переживать? А если у этой проблемы нет решения, тогда, тем более, зачем переживать?»