5 июля 2001 года исполняется
100 лет со дня рождения
Сергея Владимировича Образцова


В 1931 году он основал и возглавил Центральный театр кукол, который носит его имя. Сегодня театр превратился в крупный кукольный центр мирового значения с единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, и Музеем театральных кукол. Театр (учебное заведение, информационный и издательский центр с архивом бесценных фото- и кинодокументов, клуб) — это столица Кукольной империи, император которой носил почетное звание Кавалера ордена Улыбки.
Предлагаем вашему вниманию интервью с директором Фонда имени С.В. Образцова Борисом Голдовским.



• Борис Павлович, театр Образцова ассоциируется прежде всего со спектаклями для детей. А насколько сегодня популярен кукольный театр для взрослых?

До начала XX века он почти весь был взрослый. Вообще театр кукол — это вещь взрослая. Раньше иногда не только детей, но и женщин не пускали смотреть спектакль. А где-то с двадцатых годов прошлого столетия, с появлением СССР, он постепенно перешел к детской тематике, и сегодня детские театры кукол есть во многих городах — областных центрах России.
В начале 90-х годов был заметный спад интереса к этому виду искусства, тогда люди вообще боялись выходить вечером на улицу. Сегодня гораздо больше взрослой публики на спектаклях, но говорить о массовой популярности кукольного театра не приходится.
В современном репертуаре кукольных театров существуют серьезные постановки, например спектакль по «Гамлету» в театре «Тень» — вполне достойная вещь.
Но сам Сергей Владимирович считал, что для взрослых надо ставить только пародию, а для детей — классическую сказку. Он создавал для себя определенные границы, рамки того, что нужно делать. Для него это было очень важно.
• Каким должен быть режиссер кукольного театра?

Он должен быть, во-первых, добрым, реально добрым; не прикидываться, а быть. Ведь что он вложит в этот спектакль, то и будет. Во-вторых, человек должен быть профессионалом. У него должна быть колоссальная энергия, и всю ее он должен отдавать. У Образцова было огромное количество энергии, она осталась в этом театре, в его кабинете, в его квартире, ставшей музеем.
• А что за люди кукольники? Чем они отличаются от актеров? В чем особенности?

 Они такие же люди, как и все мы, с положительными и отрицательными качествами. А что касается специфических вещей, то, конечно, кукольнику важно спрятаться за куклу. Это принципиально важно. Если актер не чувствует потребности высказаться через куклу, то он не кукольник. Если он хочет сам выйти на сцену, но по каким-то причинам не может и делает это через куклу, то он не кукольник. С другой стороны, есть много талантливых кукловодов, но совершенно не драматических актеров... А есть и универсалы, например, Зиновий Ефимович Гердт. Он просто актер, и все.
Образцову в последние годы предлагали набрать курс молодых актеров, чтобы передать мастерство, научить. А он отказался: «Зачем учить? Я, вот, никогда не учился быть кукольником, да и режиссером тоже не учился быть...» И это правда. А стал и режиссером, и кукольником. Он считал, что только дилетанты могут открыть новое в искусстве. Собственно, и сам он был Великим дилетантом, и при этом создал замечательную профессиональную школу. Сегодня труппа театра составляет пятьдесят шесть человек, из них тридцать пять — молодежь, человек пятнадцать — очень пожилые люди...
• Скажите, а какой-то специфической черты у них нет?

 Желание играть в куклы — вот самая главная специфическая черта. Чтобы было интересно!
• А сами куклы-актеры, в чем тайна их воздействия на зрителя?

В чем тайна, я не знаю, но вот что интересно: если кукла, сделанная для нового спектакля, не пошла в него, а попадает в музей, первые три-четыре месяца она абсолютно холодная, не живая; через полгода она как-то теплеет, становится живее. Вообще, куклы очень похожи на мастеров; даже неважно, какой эскиз дал художник, она похожа на мастера. Есть такая категория людей, которых к куклам тянет.
Хорошая ли кукла в спектакле, видно сразу — хорошей кукле надо только, чтобы актер помогал и все... Чтобы только не мешал. Когда я еще учился в студии, я встретился со знаменитым мастером кукол 40-х годов — Екатериной Беклешовой. Она делала мимирующие куклы; вот, например, Венера Пустомельская — это ее работа; были у нее и тростевые куклы. И вот, когда я взял однажды куклу Дон Кихота, он был настолько живой, что мне оставалось только понять, чего он от меня хочет, в этом состояла моя задача. Я ему нужен был только для того, чтобы отдать свою мускульную силу в связи с отсутствием его собственных мышц. Поэтому хорошую куклу видно сразу: не она тебе помогает, а ты ей, главное — не мешать. Может быть, в этом и тайна...




You have no rights to post comments