22 августа 1703 года был спущен на воду фрегат «Штандарт» — первенец Российского флота. Свое имя корабль получил в честь нового флага — штандарта Петра I, с двуглавым орлом на желтом фоне, держащим карты четырех морей. Под флагом государя «Штандарт» совершил свое первое плавание с Олонецкой верфи в только что основанный Санкт-Петербург.
Корабль прослужил России верой и правдой до 1719 года, после чего был поставлен как памятник в Кронверкской протоке. Но на этом его история не закончилась. В 1994 году выпускник Ленинградского кораблестроительного института Владимир Мартусь решил построить точную копию фрегата и под его парусами собрать молодых ребят, чтобы в плавании поверили в себя, научились быть командой и отвечать друг за друга.



• Владимир, как к вам пришла идея построить такой корабль?
В начале 90-х, когда я заканчивал Корабелку, в Питере не было парусников. А я всегда считал, что морской столице нужны корабли, ведь благодаря им Россия стала сильной морской державой. Опыта у меня не было, но я ясно понимал, что начинать надо с восстановления парусника петровских времен. Какого? Тогда это было не важно. Стал искать по архивам, спрашивать историков, те рассказали о первом фрегате Петра. Нашел чертежи, нашел моделистов, которые по заказу Эрмитажа делали модель «Штандарта». Увидел корабль, влюбился в него и решил, что буду строить его. И уже шесть лет этим занимаюсь.


• И как же построить настоящий парусник?
Это отдельная история...
Постройка парусного корабля — дело красивое и интересное, а если привлечь к нему молодежь, родится хорошая, настоящая команда, и у ребят появятся новые ценности в жизни.
Для меня самого важной вехой на пути стала книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения». В ней Форд очень подробно рассказывает, как и почему он выбрал автомобилестроение: для него не машины были главным, а то, что в этих машинах тогда нуждались люди. И, как мне кажется, история, корабли, флот — это как раз то, что нужно сейчас нашей стране.
Многие говорили: «Нет, это невозможно, потому что этого не может быть никогда!» Хотя сами никогда не пробовали. Но все преграды человек создает себе сам. Я решил попробовать и верил, что смогу.
Поездил по миру, посмотрел, как у других. В Голландии нашел сходный проект, но чуть-чуть попроще. Они обучали безработных кораблестроительным ремеслам, без особой философии, просто давали человеку возможность научиться корабли строить, мачты делать, паруса шить. Но это не совсем то, что нам нужно: вряд ли такие мастера будут востребованы сегодня в нашей стране. В судостроении нужны специалисты, но больше необходимы люди ответственные, само-стоятельные и способные вести других. Поэтому на «Штандарте» мы стараемся ставить перед ребятами такие задачи, которые помогли бы им открыть в себе способности, о которых они раньше и не знали, и не мечтали. И стараемся показывать, что любая задача, любая мечта осуществима, если отдать ей достаточно времени, сил и энергии.


• Как вы набираете команду?
Первые два года на «Штандарте» ходили те ребята, которые его строили. И каждого из них вела именно эта мечта — выйти в море на корабле, построенном своими руками. А последние два года мы проводим открытый конкурс: в сентябре-октябре через газеты объявляем о том, что «Штандарт» набирает команду. Даже предварительный этап становится испытанием: надо найти место, где стоит фрегат, прийти на борт, получить пригласительный на вечер, который состоится в другое время и в другом месте, найти его, прийти, прочитать и заполнить анкеты... Чтобы попасть в море, надо учиться, надо работать по 10 часов в неделю, и так далее. Но самое главное — хотеть. Когда человек хочет прикоснуться к чудесам, он находит и время и силы. Так собирается команда. Мы никого из нее не выгоняем. Отбор происходит естественным образом.


• Какие ребята к вам приходят?
Самые разные. Не только ребята, но и взрослые, и даже пожилые люди. В прошлом году членом команды стала дама, которой было далеко за 50: она прошла все наши отборы и попала в плавание. Но мы все-таки ориентируемся на тех, кому 15–20 лет.
Девчонок приходит больше, чем ребят. Наверное, потому что они более ответственны и более терпеливы. Надо потратить много времени на то, чтобы осуществить мечту, а ребята хотят всего и сразу.
В команде остаются очень-очень хорошие люди. В прошлом году я считал, что у меня самая лучшая в мире команда, и в этом опять та же история.


• Что делают ребята на фрегате? Ведь никто до этого не плавал. Мы сегодня попробовали — это не так просто, романтика здесь соседствует с тяжелым трудом.
Есть трудные задачи, есть тяжелая работа, но есть и то, чего нет в других местах: возможность узнать, на что ты способен. И, конечно, посмотреть мир — «Штандарт» ходит в разные страны, и везде нас встречают как посланников Петербурга и России. Вот что сначала привлекает ребят. А потом мы даем им все более сложные задачи. Сначала они подметают палубу, моют посуду. Потом получают задание что-то отремонтировать, что-то покрасить. Следующий этап — заказать часть оборудования для «Штандарта» или организовать взаимодействие с другим портом. Сложность задач растет, и ребята раскрывают в себе возможности каждый раз новые.


• О чем вы мечтаете сейчас?
Мы еще один корабль начали строить. Корабль не ради корабля, а как полигон, где ребята могли бы пробовать свои силы. Есть мысль создать музей под открытым небом — верфь «Петровское адмиралтейство». Тогда и туристам можно будет показывать, как строили корабли, и что-то зарабатывать, чтобы не просить постоянно денег. На верфи можно будет корабли и лодки строить, развивать кузнечное и другие ремесла. Все это требует напряжения сил, как и любой исторический проект, похожий на наш. Очень хочу, чтобы в Петербурге появилось такое место. И ребята, которые приходят к нам, помогают осуществить эту мечту.


• Есть те, кто путешествует в одиночку, как, например, Федор Конюхов. Вы ходите в море командой...
С Конюховым у нас только одно общее — и он, и мы, команда «Штандарта», стараемся показать миру, что есть скрытые возможности в человеке. А расходимся принципиально в том, что он один — один идет в море, один преодолевает трудности, один наслаждается победой и держит это в себе, а мы стараемся, чтобы как можно больше людей могли испытать все это.


• Мы, пока ехали к вам, обсуждали фильм «Хозяин морей»...
Это мой любимый фильм.


• И вспоминали эпизоды, когда на море долго был полный штиль. А что вы делаете в такое время?
Что делаем? Рыбу ловим, книжки читаем, фильмы смотрим. Когда мы участвовали в международной парусной регате «Кати-Сарк», две недели стояла как раз такая погода. Регата должна уже окончиться, а мы — за 300 миль до финиша, посреди гладкого, как зеркало, Северного моря... Но это длилось всего две недели, а в фильме гораздо больше.
Кстати, от Рассела Кроу у меня есть подарок. Он услышал про «Штандарт» и прислал деталь своего сценического костюма — перевязь, на которой висела сабля. «Хозяин морей» — очень сильный фильм. В нем снимался наш «коллега» — парусник «Роза ветров» («Rose»), точная копия английского фрегата начала XIX века.


• Кто вам помогает?
Я хочу представить своих помощников — Максима и Александру. Ребята стоят за штурвалом, управляют кораблем. Это тоже часть философии — отдать корабль в руки ребят: только так они научатся быть ответственными, в противном случае вряд ли что-то изменится в них.


• Мы не удержались и задали несколько вопросов Александре.
• Ваш капитан сказал, что собирает на борт мечтателей. А ты, похоже, одна из главных мечтателей на этом корабле. О чем ты мечтаешь?
Мне очень нравится сам корабль и люди, которые сюда приходят. Я очень хочу, чтобы он продолжал жить. А для этого должен быть тот, кто будет всех собирать, учить... Вы же сами видели, когда помогали ставить паруса, — знать нужно многое.


• Какой судьбы ты бы пожелала кораблю? Ведь он как человек — у него своя история.
Чтобы в море ходил как можно чаще, чтобы команда всегда была хорошей, чтобы заботилась о нем. Без заботы кораблю плохо. Корабль как ребенок: за ним нужно круглые сутки следить, приводить его в порядок, ухаживать, кормитьѕ

You have no rights to post comments