Интервью с Делией Стейнберг Гусман, президентом Международной Классической философской школы «Новый Акрополь». 15 июля 1957 года, 50 лет назад, в мире начала работу Международная Классическая философская школа «Новый Акрополь». Сегодня мы беседуем с ее руководителями.
•«Новый Акрополь», президентом которого вы являетесь, отмечает в этом году свое 50-летие. Стержнем его деятельности всегда была философия. Почему?
Потому что «Новый Акрополь» появился на свет для того, чтобы вновь вернуть в жизнь философию, то есть вечный поиск знания, поиск причин, основ, сути всех вещей; чтобы вновь вернуть важность вопросам, которые мы, люди, постоянно задаем самим себе и на которые ищем ответы. Поэтому философия и любовь к знанию всегда были в самом сердце «Нового Акрополя». Это также особый способ объединять сердца людей и всем вместе искать мудрость, которая так необходима нам и ради которой и возник «Новый Акрополь».
•Почему, говоря о «Новом Акрополе», вы называете его философской школой или философским движением классического образца?
В предшествовавшем нам античном мире всегда существовали школы — философские школы, школы искусств или наук. Они искали не просто знаний, а практического способа внести эти знания в повседневную жизнь каждого человека. Поэтому мы говорим о философской школе классического образца. Не о воссоздании тех школ, что существовали в Египте, Греции или в какой-либо другой цивилизации. А о возрождении классического представления о философии как о стиле жизни, позволяющем нам открыть самих себя, увидеть себя такими, какие мы есть, и достать то лучшее, что есть в нас. И по той же причине мы иногда говорим о философском движении: мы хотим двигаться, действовать, хотим идти по жизни, развиваться, становиться сильнее. Говоря, что «Новый Акрополь» — это философское движение, мы показываем, что наша философия — философия в действии.
Мы не можем изучать философию лишь для того, чтобы запоминать все новую и новую информацию или чтобы почувствовать свой авторитет, стать мудрее, солиднее. Когда философия не применяется, она становится совершенно бесполезной. А когда мы ее применяем, она создает стиль жизни. Мы уже не живем просто так, нами уже не управляет случай, нас не увлекают за собой те или иные события. Мы сами начинаем управлять событиями, случаями, начинаем регулировать нашу собственную жизнь, управлять ею — и для этого нам нужна философия. Она поможет нам почувствовать, что наше время принадлежит нам. И неважно, хорошо оно или плохо; это наше время, и именно в нем нам надо действовать. Философия нужна не для того, чтобы удалиться от мира, но для того, чтобы действовать в настоящем, участвовать в настоящем эффективно, радостно, стремиться делать его чуточку лучше каждый день. Мы считаем, что это самое важное для любой страны в мире.
•Объясните, пожалуйста, как появилось название «Новый Акрополь»? Это дань особого уважения древнегреческой культуре, или была другая причина?
Давая философской школе название «Новый Акрополь», мы вкладывали в него особый смысл. Акрополь — это «верхний город», и речь идет о том, что необходимо построить нечто возвышенное в душе каждого человека. И если каждый человек построит в самом себе купол, вершину, высокую пирамиду, быть может, тем самым мы все сможем вновь воздвигнуть в мире Акрополь — вершину, с которой можно видеть и небо и землю. Мы дали нашей школе название «Новый Акрополь», потому что есть то, что необходимо повторять, воссоздавать, чему нужно давать новую жизнь в каждое мгновение истории.
Мы создаем Акрополь и в субъективной, и в объективной области. Акрополь субъективен, потому что он находится в сердце каждого человека, и он объективен, поскольку, если все мы, люди, построим нечто прочное, сильное и великое в нас самих, возможно, весь мир станет чуточку лучше, сильнее и величественнее.
•Как вы можете определить вклад в существование «Нового Акрополя» Хорхе Ливраги, основателя вашего движения?
Как непреходящий вдохновляющий импульс. Он не только заложил основы «Нового Акрополя» как школы философии, но и посеял идею, способную расширяться с течением времени, причем в самых разных обстоятельствах, не теряя при этом своей изначальной силы. Есть люди, которые могут дать первый импульс какой-то идее. Другие способны и поддержать ее в самом начале, и развивать на следующих этапах. Хорхе Ливрага принадлежит ко вторым.
Он был Человеком с большой буквы и в самом высоком смысле слова. Вот почему он не просто основатель, не просто почитаемый образ, фотография в наших помещениях — он вдохновляет нас, и это вдохновение не проходит быстро, напротив. Перечитывая день за днем его слова, мы понимаем, что в них есть жизнь, есть философия, есть мудрость, и она придает новый импульс нашим действиям.
•«Новый Акрополь» развивает различную добровольческую деятельность, в частности, в социальной, образовательной и экологической сферах. Каково значение добровольчества для философской школы «Новый Акрополь»?
«Новый Акрополь» — это добровольческая организация, она родилась как дело доброй воли каждого из нас — начиная с основателя и тех, кто присоединился к нему 50 лет назад, и заканчивая теми, кто работают в настоящий момент. Это свободное выражение нашей воли. Мы прикладываем нашу волю к тем делам, которые считаем справедливыми и необходимыми.
Несомненно, для того чтобы выполнять добровольческие задачи, необходимо знать, что происходит на нашей планете, каковы потребности людей в разных уголках мира, необходимо знать, чего они хотят, в чем нуждаются. И добровольческая работа как раз и заключается в том, чтобы с волей, щедростью, великодушием и любовью нести людям то, в чем, как мы видим, они нуждаются.
•Расскажите, пожалуйста, о философском смысле любви и щедрости. Как эти ценности связаны с добровольческой деятельностью?
Добровольчество невозможно без великодушия и щедрости. Когда мы делаем только то, что обязательно, это не добровольчество. Добровольная работа — это щедрость, это отдача. И прежде всего — отдача самих себя. Щедрость предполагает вкладывание частички души, сердца в то, что делаешь.
А щедрость без любви — это нечто очень холодное. Если, когда мы отдаем самих себя, когда приближаемся к людям, в нас нет любви, то нет и добровольчества. Это лишь некая формальность, дело «для галочки», чтобы заявить о себе в прессе, в разных СМИ, но это не есть нечто важное. Важное — делать дело хорошо, быть эффективными, быть в силах помочь. И поэтому необходимы те самые философские ценности, о которых мы уже упоминали, — щедрость, великодушие и любовь.
•«Новый Акрополь» — международная организация, она существует почти в 50 странах мира. Как ей удается преодолевать столь значительные различия в языке, национальных, культурных и географических особенностях? Что объединяет всех акропольцев — какие-то общие цели, программы или общие задачи?
Главное, что нас объединяет, — это человек. Если бы мы остановились на поверхностных различиях: на языках, на обычаях разных стран, на традициях, на географии, если бы нами двигали поверхностные интересы, «Новый Акрополь» никогда бы не появился. Но когда преодолеваются эти внешние различия, мы дотрагиваемся до сердца человека, а это очень важный объединяющий элемент. Это то, что позволило нам так успешно работать в разных странах мира.
Все люди имеют один общий язык. Неважно, на каком языке мы выражаем свои мысли и чувства, но когда мы говорим, слова нам подсказывает сердце. И этот язык сердца в данный момент истории нам очень нужен: он помогает понять, что мы не одиноки, что неважно, сколько километров отделяет нас друг от друга, что дело не в географической или временной дистанции, что мы являемся одним, ибо человеческая реальность, человеческое развитие, человеческая эволюция одни и те же. Это и сделало возможной ту работу, которую мы осуществляем на протяжении 50 лет.
•Какие задачи, какие испытания «Нового Акрополя» являются самыми главными в настоящем и какие будут самыми главными в будущем?
Мы все говорим о толерантности, братстве, равенстве и о стольких архетипических для нас ценностях, но в жизни сталкиваемся совсем с другими явлениями: раздорами, разобщенностью, отсутствием человеческого общения и возможности жить вместе. Поэтому я считаю важнейшей задачей и большим испытанием сосуществование. Находиться рядом друг с другом у нас, само собой, неплохо получается в силу естественной симпатии, естественного общения или естественного родства. Я говорю о сосуществовании в целом, когда мы начинаем чувствовать, что все мы, люди, одна семья. Вот в чем задача, и эта задача для нас важна. Даже когда мы станем старше еще на 50 или 100 лет, по-прежнему будет смысл пытаться справиться с ней.
Теперь о будущем. Задача та же самая: будущее. Надо задать себе вопросы: «Есть ли у людей будущее? Что такое будущее? Будущее — это завтра? Это следующий месяц или год? В чем смысл жизни?» Вот какова задача и испытание — дать жизни цель, предназначение. Сделать так, чтобы каждый чувствовал, что находится в мире по какой-то причине. И хотя то, что мы можем сделать, будет очень скромным, хотя никто этого не увидит, но осознавать, что мы что-то сделали, что мы оставили след в мире, что мы изменили маленькую часть мира, ту, где мы сами находимся, — вот великая задача. Задача дать философское осмысление будущего.