Многим интересующимся Древней Америкой В.И. Гуляев знаком как автор книг о культуре майя. Но, оказывается, за плечами у Валерия Ивановича еще и 12 лет раскопок на территории Ирака, где изучались ранние дошумерские культуры Месопотамии VII–IV тысячелетий до н.э. Сейчас он вернулся к своей самой любимой в археологии теме — скифам.
Вот уже несколько лет доктор исторических наук профессор Валерий Иванович Гуляев руководит раскопками скифских курганов в Воронежской области, по среднему течению Дона.
Скифская эпоха — ярчайшая страница в истории многих племен и народов, населявших в VII–III вв. до н.э. обширные пространства Евразии — между Алтаем и Тувой на востоке и Придунавьем на западе. Однако, как свидетельствуют античные авторы, собственно скифы, или «скифы европейские», обитали в степях и лесостепи Северного Причерноморья между Доном и Дунаем.
История скифов известна нам довольно плохо. По преданию, они пришли в Северное Причерноморье в VII в. до н.э. откуда-то с востока, «из Азии», и были близки по языку и культуре кочевым иранским племенам. Скифы сумели вытеснить или подчинить себе местное население (господствующей группой среди него были киммерийцы) и почти на 500 лет утвердились в этих благодатных краях.
Конные дружины скифских воинов были постоянной угрозой для ближних и дальних соседей Скифии. В VII в. до н.э. скифы перешли Кавказские горы и неудержимым потоком хлынули на юг — в цветущие области древневосточных цивилизаций. Разгромив войска Урарту, Мидии и Ассирии, они прошли «огнем и мечом» вплоть до границ Египта. Господство скифов в Малой Азии длилось 28 лет, а затем они отхлынули назад, в свои северные степи.
Их военная мощь казалась несокрушимой. Когда Дарий I, правитель огромной персидской империи, вторгся в 512 г. до н.э. с 600-тысячной армией в скифские земли, то потерпел там полный крах и с трудом спас свою жизнь, бежав с кучкой уцелевших гвардейцев.
Но шли века. Скифское государство стало клониться к упадку. На западе сильный удар ему нанес Филипп Македонский — отец будущего великого полководца. В 339 г. до н.э. он в решающей битве разгромил армию 90-летнего скифского царя Атея и захватил большую добычу (в том числе 20 000 породистых скакунов). Однако главная угроза надвигалась на Скифию с востока. Кочевые племена воинственных сарматов, близкие скифам по языку и культуре, в конце IV в. до н.э. перешли Дон (древний Танаис, по мнению античных географов, — граница между Европой и Азией) и двинулись на запад, постепенно подчиняя себе скифские земли. И вскоре этот мощный поток кочевых орд смел в памяти последующих поколений даже само воспоминание о скифах.
Теперь только многочисленные курганы с могилами скифских витязей, да оплывшие земляные валы некогда грозных крепостей-городищ напоминают нам об ушедшем народе. Поэтому археологические раскопки скифских древностей — основной источник наших знаний о культуре, быте и верованиях скифов.
• Валерий Иванович, от скифов не осталось памятников письменности, но наверняка осталось что-то другое, что позволяет «читать» их историю?
Да, письменности скифы не имели, и все, что мы знаем о них, писали другие, как правило, враждебно настроенные к скифам народы. Но было много другого. Была развита металлургия, были мастера по обработке металла. Ремесленники в каждой кочевой орде — это прежде всего производители оружия и конной сбруи. Железо они выплавляли и обрабатывали сами. В отличие от греков, гончарного круга не было, но для культового и бытового применения керамику изготовляли очень неплохую.
• Очень многое о культуре скифов мы узнаем из раскопок. И в основном это знаменитые скифские курганы. Что это за явление — курган?
Культ мертвых для скифов, как и для египтян, имел колоссальное значение. Вот представьте: умирал царь, его бальзамировали, сорок дней возили по его владениям, все выражали печаль и приносили дары и, видимо, участвовали в сооружении этих гигантских погребальных сооружений — ведь двадцатиметровый курган не сразу можно насыпать, а только в несколько приемов... Глубокие могилы, ходы, катакомбы, камеры — колоссальные физические усилия и колоссальные богатства вкладывались туда. Заупокойный культ служил выражением воззрений, религии, идеологии.
• Какую роль играл у скифов царь? Он был воином, а был ли он жрецом?
Конечно. Сам царь совершал ритуалы раз в году. По легендам, первый царь Колаксай получил власть от небес в виде золотых предметов — чаши, плуга, ярма и секиры. Эти предметы олицетворяют царскую власть. Кстати, на Северном Кавказе в раннем кургане найдена золотая секира древневосточного производства. Ее изображение приведено во многих изданиях, а сама она хранится в Эрмитаже.
Надо сказать, что ни до скифов, ни после них золото никогда не клали в курганы в таких гигантских количествах.
• Что же такое «золото скифов»?
Для скифов золото не только материальная ценность, мерило богатства. У них в идеологии, как у многих ираноязычных племен, золото — это небесный огонь, это власть и бессмертие, потому что золото — неуничтожимый металл. По-видимому, правильнее всего считать их культуру иранской, но дозороастрийской.
Верховную власть царей ираноязычные племена сопоставляли с сиянием солнца. Знаменитый Митра, бог солнца, всегда весь в золоте. И очень важно было мертвого вождя или царя представить в облике золотого человека, а значит, необходимо было украсить его золотом.
Золотые бляшки делались из листов фольги с помощью штампов, молоточков — либо с ушком на обороте, либо с дырочками по краям. Погребальный полог, обувь, специальная погребальная одежда и обувь — все расшивалось этими бляшками.
Такие находки есть и в Казахстане (знаменитые иссыкские находки), и в других местах — от Алтая до Дуная.
• А корона скифского царя, имеет ли она какую-то особенность?
Мы знаем, как выглядел женский головной убор представительницы высшей знати, — конической формы и расшитый золотыми бляшками. Для царей мы не имеем реконструкции головного убора, знаем только, что были какие-то золотые обручи, но в основном скифов изображают греки так: конический, башлыкообразный или «фригийский» колпак из войлока или кожи; наверняка он был расшит золотыми бляшками и драгоценностями.
Есть поддельная корона Сайтаферна, которая хранится в Лувре; ее очень искусно сделали одесские ювелиры в XIX в. по опубликованным шедеврам скифского искусства и продали как подлинник в Лувр, где специалисты не смогли отличить подделку. Потом наши российские ученые разоблачили эту аферу.
• Есть ли какая-то иерархия в предметах, которые окружали человека?
Конечно! Это легко заметить. Но для разных эпох самые важные предметы менялись. В раннее время это были золотые чаши и секиры — прямо по легенде, приведенной Геродотом.
А позднее, в конце VI–V в. до н.э., а особенно в расцвет Скифии (конец V — IV в.), это уже другие предметы. Золотые гривны, часто с изображением животных, — чисто мужское украшение, у женщин они встречаются только у амазонок. Гривна — признак высокого положения и власти. Как правило, они изготовлены из драгоценного металла — золота, электрума, реже из бронзы. Изображения фигурок животных в основном делали сами скифы, только в царском кургане Куль-Оба в Крыму есть чудесные работы, изготовленные греческими мастерами. Там на браслетах — скифские всадники и львиные головки. А обычно это были довольно грубые изображения хищников, особенно барсов или львов. Это — первое. Второе — священные сосуды: чаша из дерева, которая обкладывалась золотым листом с фигурными изображениями по краю. Это, видимо, старая традиция. Для скифской элиты греки их делали из золота и серебра с фигурными ручками (как в Гаймановой могиле). Имели значение и ритуальные сосуды (ритоны, кувшинчики), которые играли большую роль в культовой жизни, связанной с царской властью и жречеством.
• А значение оружия в чем-нибудь выражалось?
Очень значимой вещью считался боевой меч, который либо перед смертью, либо сразу перед похоронами покрывался золотой обкладкой из тонкого золотого листа с изображениями и помещался в золотых ножнах. Мы сейчас знаем до 17 таких находок с одинаковыми рукоятками от Днепра до Дона и от Азовского и Черного морей до Полтавы, Киева, Воронежа. Скорее всего, эти золотые обкладки делали греческие мастера городов Причерноморья.
У мужчин еще ценились греческие шлемы и поножи, панцири же были железные, у богатых обложены золотой фольгой, чтобы сиял на солнце и слепил врага. Панцири — на кожаную основу надевалась железная чешуя, шлемы у них тоже были кожаные с бляхами или из наборных чешуйчатых пластинок. Но особенно у рядовых воинов ценились боевые пояса — вертикальные нашивные бронзовые или железные пластины на толстой кожаной основе закрывали самое уязвимое место. Щиты делались из кожи, прутьев и дерева, тоже с металлическими бляхами, чтобы отбивать удары.
У женщин очень ценились височные подвески и серьги, тоже работы греческих мастеров, но такие вещи мы находим только в очень богатых курганах.
• На предметах, о которых Вы говорите, постоянно встречаются изображения животных.
У них был такой особый язык, язык звериных образов, так называемый «звериный стиль». Все предметы вооружения, конской сбруи, многие предметы ритуального назначения, которые могут быть и бытовыми, — чаши, ложечки, гребни — они украшали изображениями зверей, которые имели смысловую нагрузку и магическую, и религиозную.
На вещах изображались либо травоядные копытные животные, быстроногие, которые могут быстрее ветра убежать от опасности, либо птицы, в основном хищные, и хищные животные. И очень часто они изображались не целиком, а только в каких-то деталях: когти или клювы орлов, волчьи или львиные оскаленные морды. Этим украшались бляшки сбруи, сделанные из металлов и кости, рукоятки и перекрестья мечей, ритуальные чаши, видимо, одежда.
• В чем же все-таки смысл этого языка?
Как считают ученые, все эти изображения давали их владельцу те свойства, которые подразумевались на изображениях. Скифский всадник должен лететь быстрее оленя и лани на своем скакуне, его меч, его копье и стрела должны разить так же быстро и точно, как поражает орлиный коготь, орлиный клюв, с врагом он должен справиться быстро и беспощадно, как лев или волк.
• Можно ли все это свести к тотемным символам?
Когда-то, в глубине веков, это было именно так, но потом, уже к VI–V вв., эти образы так распространились, что нельзя говорить, что изображение лося, или оленя, или волкоподобного хищника было лишь только тотемом. А кабан, столь популярный и в скифском степном искусстве, и в более северных лесостепных районах (считалось, что там смешалось доскифское население и скифы), — это не тотем, конечно. У североиранских племен, живших в Казахстане и Средней Азии, и у нас в Причерноморье это олицетворение бога Веретрагны, олицетворение мужской силы, воинской доблести и, кроме того, это посредник между мирами.
Скифы как индоевропейцы мир себе мыслили в тройственном измерении по вертикали: небесная сфера, мир богов, — это верхний мир; средний мир, где жили животные, птицы и люди; и хтонический подземный мир, мир смерти, мрака и загробного существования. Соответственно, там жили змеи, рыбы, иногда туда помещали и хищников.
Так вот, кабан — идеальный посредник, поскольку, с одной стороны, он питается всем, у него грозные клыки, с другой стороны, он — копытное травоядное животное.
• Валерий Иванович, Вы уже много рассказали о предметах. А как выглядели сооружения, создаваемые скифами, например святилище?
По описаниям Геродота, оно было связано с богом, схожим с греческим Аресом — богом войны. Выглядело оно как холм из многих возов хвороста; на вершине располагался вертикальный меч, его окропляли кровью. Были особые гадатели — жрецы.
А очаг — священное дело, основа общества, семьи. Вокруг этого очага вся жизнь протекала, и там же совершались какие-то ритуалы. На городищах мы находим много фигурок из глины; там и животные, и какие-то антропоморфные изображения, и иногда вделанные в тесто зерна — символ плодородия. Изготовлялись из глины зерна пшеницы, бобовых и прочее. У них существовала наркотическая конопля, и даже бани делались: на раскаленные камни и пучки конопли плескалась вода, чтобы смыть с себя все греховное. Религия, конечно, была очень развитая.
Интересно, что у европейских причерноморских скифов были божества, которых греки сопоставляли со своими. Главной клятвой была клятва огнем царского очага: кто ее нарушал, того предавали смерти. Поэтому богиня очага и огонь выступали в скифских верованиях в главной роли.
• А какими были поселения? Имели ли скифы города?
Города — это громкое название, я бы назвал их укрепленными поселениями; самые большие — до 50 гектар, особенно в лесостепной зоне. Правда, Геродот упоминает один гигантский город, Гелон, но его не нашли. По предположениям ученых, это Бельское городище на Полтавщине.
Очень много укрепленных городищ-крепостей было в пограничных зонах и в стратегически важных пунктах. Как правило, это валы, рвы в несколько линий, а поверх деревянные укрепления — либо тын из дубовых бревен, либо городни. Во многом наша древнеславянская и русская традиция оборонительных сооружений повторяет скифскую.
• А что представляла собой царская резиденция?
Цари, видимо, не любили жить в городах; скорее всего, было так же, как позднее у татар, то есть была царская ставка, где царь во главе отборной дружины разбивал шатры, кибитки, жил в военном лагере. Там же жили и царские мастера, ремесленники. Они изготовляли предметы вооружения, конскую упряжь, бытовые изделия из кожи, ткани, дерева и кости.
Отличалось Новое Скифское царство — Неаполь Скифский. Там уже полностью эллинизирована культура: каменные стены, каменные мавзолеи для элиты, монеты чеканили; с греками — вплоть до падения Великой Скифии — в целом были мирные отношения, в Северном Причерноморье не зафиксировано никаких войн между греками и скифами.
• Валерий Иванович, Вы нарисовали такую яркую панораму жизни этого народа. Почему же скифов порой называют варварами?
Конечно, говоря об уровне развития, мы всегда сравниваем. Легко назвать их варварами в сравнении с античным миром. Но у самих скифов культура была прекрасная. Они имели налаженные торговые пути на восток — в Приуралье, в Казахстан, на Алтай, получали золото, драгоценные металлы, медь, олово... Греческие авторы пишут, что скифские караваны ходили через семь племен, с семью переводчиками, до Алтая. На поселениях археологи находят, конечно, менее богатый и выразительный материал, чем в курганах, но везде есть остатки железоделательного производства, орудия труда, из цветных металлов — украшения, стрелы, зеркала. Были очень хорошо развиты деревообработка и косторезное дело — самые священные чаши у них были из дерева с золотыми обкладками, которые многие вожди носили у пояса.
Если бы у скифов не было самых совершенных для того времени форм вооружения, и оборонительного, и наступательного, и особенно конской сбруи, если бы не было кавалерии, то вряд ли им удалось бы так победоносно пройти и на Ближний Восток, и по Причерноморью.
Несомненно, культура скифов была очень высоко развита.