Вот они — стоят рядом на полках: Иван Грозный и Ярослав Мудрый, Тамерлан и герой гражданской войны Александр Пархоменко, безымянная афганская принцесса и славянка из Звенигорода... Именно эти скульптурные портреты казались нам самым живым и достоверным в довольно скучных учебниках истории, посреди схем и дат.
Мы находимся в лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Когда-то эту лабораторию создал Михаил Михайлович Герасимов. Сегодня ею руководит к.и.н. Татьяна Сергеевна Балуева.
• Татьяна Сергеевна, сегодня мастерская Герасимова известна во всем мире. А как она родилась?
Действительно, сегодня о нашей лаборатории знают практически во всем мире, потому что методика уникальна. А разрабатываться она начала в 1930-е годы Михаилом Михайловичем Герасимовым. Первую реконструкцию он сделал где-то в конце 20-х годов, а уже сама лаборатория была организована в 50-е годы в Институте этнографии — это теперешний Институт этнологии и антропологии. Первые сотрудники стали его первыми учениками — Н.Н. Мамонова, Г.В. Лебединская и Т.С. Сурнина. Герасимов оставил много трудов, у него очень основательная книга по методике. На первых этапах высказывалось много гипотез, предположений, которые потом очень достойно доказывались на большом антропологическом материале. Михаилу Михайловичу принадлежат основные разработки, которые потом уточнялись, дополнялись уже на базе современных методик и исследований — при помощи ультразвуковой эхолокации, стереофотографии. Ищем и другие способы, довольно простые, но дающие хороший результат.
• Татьяна Сергеевна, первый же вопрос, который возникает у каждого: насколько достоверно то, что вы делаете?
Есть вещи, которые определяются точно: пол, возраст и расовая принадлежность. Конечно, смешанные типы нам сложно определить, но тогда мы говорим, что на европеоидном черепе проглядываются такие-то монголоидные черты.
• Вы упомянули уникальность методики. В чем она?
Мы исследуем именно живых людей, разработали методику исследования — определение костных структур на живом лице. Для этого мы отмечаем определенные точки, потом фотографируем лицо с нанесенными метками и измеряем. В лаборатории разработана специальная антропометрическая методика описания живого лица. Нами исследовано большое количество людей — свыше нескольких тысяч представителей различных рас, европеоидов, монголоидов (вот негроидов у нас нет!), что исключает вероятность ошибки. Такой материал позволяет нам выявить определенные закономерности взаимоотношения толщины мягких тканей лица и соотношения структуры черепа и живого лица.
• Татьяна Сергеевна, расскажите, как происходит процесс восстановления облика человека по его черепу. В чем состоит методика?
Внешне это все выглядит довольно просто. Первое, что мы выясняем, когда берем череп, это возраст и половая принадлежность. Возраст определяется по стертости зубов, по зарастанию черепных и лицевых швов. Для определения пола есть свои признаки. У женщины вертикально построенный лоб, у мужчины более наклонный. У мужчины более ярко выражены надбровные дуги, у женщины они сглажены. У мужчины четырехугольная глазница, у женщин более округлая. Затылочный бугор — у женщины его практически нет, у мужчины резко выражен; это место прикрепления шейных мышц — у мужчин оно более развито. У мужчины нижняя челюсть более широкая, с развернутыми углами и развитым рельефом кости.
Для того чтобы сделать графическую реконструкции, мы используем специальный, не очень сложный прибор диоптрограф, с помощью которого обрисовывается контур профиля черепа, получается изображение один к одному. Дальше в каждой точке откладывается определенная толщина ткани. Очень важно правильно построить нос. Исследования на очень большом материале показали, что носовая вырезка является точным отображением формы хрящевой части носа. При помощи регрессионного анализа мы рассчитываем длину рта, ширину носа, высоту уха. Хотя по канонам еще начиная с Возрождения, с Леонардо да Винчи, считалось, что высота носа соответствует ушной раковине, но это художественный канон. Сейчас по статистическому материалу при помощи различных приемов просчитывается иначе, и ушная раковина не соответствует высоте носа. Форма верхнего века зависит от формы глазницы.
А когда вы лепите, вас ведет сам череп. Любое изменение формы черепа влияет на изменение лица, которое вы лепите. Толщина «ткани» накладывается совершенно определенная. Сначала по черепу делаем реконструкцию из пластилина, потом изготавливаем гипсовые отливки.
• Есть ли какие-то неожиданные варианты применения вашей методики?
Уже давно мы сотрудничаем с криминалистами, работаем даже по заданию прокуратуры — восстанавливаем лица (графически, конечно) неопознанных трупов. Это позволяет сужать область поиска пропавших. Делаем словесный и графический портрет человека, череп которого нам дают для экспертизы. Словесный портрет уточняет графический, акцентирует внимание на особых приметах, деталях, на которые так просто не обратишь внимания. Например, высота губы. Тем более что свидетель помнит именно живого человека. А фотографии часто искажают: вы чуть-чуть нагнете голову, и у вас верхняя часть лица будет длиннее, чем нижняя. Поэтому наша графическая реконструкция в каком-то смысле точнее фотографии. Это во-первых. Второе: безусловно, когда перед глазами графический портрет, человек воспринимает его не так, как фотопортрет. Он воспринимает эмоционально и может даже сказать, что облик совершенно не похож, а потом задумается, присмотрится — и говорит, что что-то неуловимое есть.
У меня был такой случай: мы сделали графический портрет по черепу неизвестного. Пришла на опознание женщина — у нее сын пропал. Посмотрела: «Нет-нет, это не он, совершенно не похож». Ну, нет — и очень хорошо. Лучше пусть человек считает своего родственника без вести пропавшим, чем умершим. А она, походив, успокоившись, пришла и попросила еще раз посмотреть: «Вы знаете, все-таки, наверное, похож». И оказался действительно он.
• Какая из последних работ Вам особенно запомнилась?
Безусловно, так называемая «Алтайская леди». В 1993 г. в горном Алтае, на плоскогорье Укок, почти на границе с Китаем, была найдена в ледяной линзе женщина скифской культуры. Датировка ее погребения — V в. до н.э. У нее сохранились мышцы, кожа и полностью одеяние, в котором она была похоронена. Интересно, во-первых, то, что вся ее кожа была покрыта татуировками — это настоящие произведения искусства. Например, барс бросается на оленя, горный козел в прыжке и т. д. (Скифская культура вообще интересна тем, что образы всех их художественных произведений и украшений не в статической форме, а в экспрессивной, в движении.) Помимо этого, она была мумифицирована по технологии, похожей на технологию изготовления египетских мумий: целиком вынуты внутренности, головной мозг, вскрыта брюшная полость, и заложены мох, травы; все залито различными смолами. Все это происходило в низине, а подняли ее на плоскогорье на высоту 2000 м. Сделали деревянный сруб, и туда положили помимо обычных предметов быта, характерных для женщины (серебряное зеркальце, благовония), лук, колчан со стрелами, копье и боевой топорик. Она занимала очень высокое светское положение — и, возможно, выполняла ритуальные функции (при ней обнаружено множество кувшинчиков с какими-то снадобьями). С ней было захоронено шесть лошадей, а в обнаруженном рядом захоронении вождя — три. Она была обряжена в чиненую-перечиненую шелковую рубашку (в VIII в. до н.э. китайский шелк уже проникал на Алтай), шерстяные штаны, войлочные сапожки. Ей было не больше 25 лет.
Предполагается, что ледяная линза, в которую она оказалась впаяна, была создана искусственно. Значит, в то время люди уже понимали, что в вечной мерзлоте могут сохраниться ткани. Каким же образом была создана эта вечная мерзлота? Погребение было глубиной примерно 3,5 м. Пространство между поверхностью земли и срубом заполнили рыхлой почвой, песком, какими-то структурами типа гальки и сверху сделали курган из камней. И когда зимой дождь или снег проникал до сруба, вода замерзала, а летом она не успевала оттаять, и накапливался лед. Поблизости было найдено захоронение вождя, тоже в ледяной линзе.
• В прессе говорилось о каких-то проблемах, связанных
с этой находкой...
Проблемы были своеобразные. Во-первых, погребение находится на территории Алтая, население которого относится к монголоидному антропологическому типу. А они считают ее своей прародительницей. Но она внешне на них совершенно не похожа, она типичный европеоид, это подтверждено и генетическим анализом. Во-вторых, эта находка при определенной эксплуатации может приносить прибыль — привлекать туристов, научных туристов, и поэтому местные власти захотели оставить ее у себя. Пока мумия находится в новосибирском Институте археологии, который вел раскопки.
• А почему у нее такой необычный вид — на голове нет волос? Это ваше предположение?
Нет, ученые доказали, что она была обрита, и обрита не потому, что страдала каким-то заболеванием. Возможно, это была просто какая-то традиция. Поэтому реконструкция была выполнена в двух вариантах: без волос, как она и была погребена, и с косами. А когда мы тонировали ее, она стала смотреться совершенно иначе, приобрела совершенно иной облик — загадочный, таинственный.
• А все-таки есть ли в вашей работе элемент личного взгляда? Привносите ли вы какой-то свой характер?
Мы стараемся все делать нейтрально, потому что для нас главное — акцентировать внимание на антропологическом типе. Поэтому мы работаем без эмоций. А чтобы изобразить эмоции и сделать реконструкцию более выразительной, нам надо изменить морфологическую структуру. Художники обычно делают большие глаза, чтобы сделать более эмоциональный портрет, нос чуть-чуть подправляют... Мы не можем этого делать. У нас все четко, определенно — структура черепа, его индивидуальность. И исходя из данного черепа мы можем сделать только данное лицо. На монголоидном черепе мы никогда не сделаем европеоида. Он у нас просто не получится. Мы должны исходить из основы. А основа у нас — это череп.
• Строгая наука!
Именно.
• А что самое интересное в вашей работе? Какой-то азарт в ней есть, или это только строгая наука?
Азарт? Да. Появляется лицо! Ты воочию видишь именно то население, которое жило в древности. Это же очень интересно, и совершенно иначе представляется история, она как-то ближе тебе становится. Ты понимаешь, что это люди, такие же, как мы, с какими-то определенными характерами, это наши предки, которые жили в других условиях, имели иные представления о жизни, иное мироощущение, но факт тот, что они имели такие же эмоции, такую же внешность, как мы, за исключением, конечно, индивидуальных особенностей.
• Сегодня часто можно услышать споры о «коренном населении» той или иной местности. Можно ли установить, какой народ является коренным, и правомерно ли вообще говорить о каком-то коренном народе?
Интересно, что на любой территории никогда не было определенного населения, которое держалось тысячелетиями. Постоянно было какое-то перемещение, переселение, постоянно смешивались, расходились, было постоянное движение. И говорить, что данная территория испокон веков принадлежит данному народу, категорически нельзя. Вот, например, народ, к которому принадлежала Алтайская леди, — совершенно типичные европеоиды, а на смену им пришли монголоиды
• Славяне же тоже на нашей территории не всегда
жили...
Да, и славяне на нашу территорию пришли, до этого здесь жили угро-финские племена. Колонизация славян была не агрессивной, а мягкой, они вливались, женились, брали какие-то традиции от угро-финнов, поэтому это все мягко произошло, и славянский антропологический тип впитал угро-финский. У нас нет той монголоидности, которую могло бы оставить татаро-монгольское нашествие. Некоторая мягкость черт лица, присущая русским, — это скорее угро-финская черта. Татаро-монголы — это была агрессивная колонизация. Они приходили, сжигали поселки, деревни, часть женщин уводили в рабство, а тех, что оставались, они, может быть, насиловали, и рождались дети с монголоидными чертами, но генетически это не закрепилось. Для этого должен быть постоянный приток генов.
• Почему ваш центр остается единственным в мире? Возможен ли переход на компьютерные методы реконструкции? Ведь современная техника позволяет многое.
Действительно, в мире существует только одна школа антропологической реконструкции, именно школа, — наша, герасимовская. Швейцарцы, например, берут методику антропологической реконструкции, которая разработана у нас, и на ее основе пытаются проводить дальнейшие исследования. Мы уже давно отошли от анатомического материала. Мы имеем дело только с живыми людьми и исследуем разнообразные антропологические типы (монголоиды, европеоиды, смешанные типы). А когда человек умирает, у него клетки тканей меняются, меняется внутриклеточное давление, лицо сразу оплывает. Поэтому при измерениях на трупах ошибки неизбежны.
На Западе пытаются делать и компьютерную реконструкцию. Но вот в чем проблема. Мы же восстанавливаем индивидуальное лицо, то есть, в сущности, у нас получается портретное сходство, потому что череп у каждого человека индивидуален. Как мы все разные, так же и черепа совершенно разные. И чтобы достичь этого результата при компьютерной реконструкции, надо ввести в компьютер индивидуальный череп. А что сделали американцы? Они ввели усредненный череп. Он объемный, с ним можно работать. Но форму черепа, некоторую изменчивость поверхности и форму тех или иных элементов им не удается индивидуализировать. Они только расширяют или уменьшают глазницы, увеличивают или уменьшают нос, меняют высоту носа. Но сделать индивидуальное лицо на этом компьютерном черепе вы не можете. Нужна программа, которая бы менялась при вводе конкретного черепа, или каждый раз на каждый череп надо новую программу писать. Надо создать программу, заменяющую «ручную» реконструкцию. Так что потенциал есть, но осуществить это пока не удается.