Иногда этимология слова может достаточно много рассказать его глубинном значении и открыть новые грани смысла. Сегодня речь пойдет о философии как любви к мудрости и об одной из возможных причин существования философских школ, объединявших стремившихся к этой самой мудрости.

 

Рафаэль, Афинская школа, фреска, фрагмент

 

Считается, что первым термин «философия» ввел в обращение Пифагор, которого современники называли «софосом», мудрым. А он не соглашался и говорил, что он не может назвать себя мудрым. Что ему как раз мудрости не хватает, недостаточно, и поэтому он к ней стремится. Поэтому он «фило-софос», то есть любящий мудрость и стремящийся к обладанию ей.

Поэтому сегодня философия зачастую и трактуется просто как «любовь к мудрости», причем слово «любовь» в этом словосочетании понимается достаточно широко: то, что мне нравится. Я люблю свою страну, красивые автомобили, путешествия, мудрость, хорошее вино и т. д.

При этом мы забываем, что самим грекам, подарившим нам понятие «философия», было известно несколько видов любви, и они четко проводили между ними границу. Любить родину и вино для них было не одним и тем же.

Если говорить точно, то в Древней Греции было известно семь видов любви:

Людус. Любовь-спорт, любовь-игра и состязание. Эта любовь основана на половом влечении и направлена исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь.

Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении.

Сторге. Любовь-нежность, любовь-партнерство. Основывается на теплых дружески-партнерских отношениях.

Мания, или, как называли данный вид любви древние греки, «безумие от богов». Этот вид любви является комбинацией эроса и людуса.

Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь «по расчету».

Агапэ. Этот вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви.

Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно этот вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Такая любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе.

Семь видов любви в Древней Греции. Филия в центре

Как видим из вышесказанного, в этимологии слова «философия» речь идет не о любой любви, а ее высшем проявлении, «филии», безусловной любви-дружбе. Этот вид любви не требует ничего от своего объекта и, наоборот, посвящает ему все усилия любящего.

В жизни такая любовь встречается не столь часто, как хотелось бы, и поэтому, увы, многие даже и не знают о ее существовании. Не знают, что так можно любить: бескорыстно, восхищаясь предметом любви и посвящая ему свои усилия.

В Среднековье в лучших рыцарских орденах был культ Прекрасной Дамы, где учили именно такому виду любви. И делали это весьма необычным образом. Рыцарь сознательно должен был выбрать в качестве своего идеала замужнюю женщину, чтобы заранее понимать, что не сможет рассчитывать на ответные чувства и физическое обладание. Он учился любить, восхищаясь своим идеалом, превознося его, сочиняя стихи и поэмы. Именно ради Прекрасной Дамы рыцарь совершал свои подвиги. Задачей было разбудить в сердце человека саму способность к «филии» — бескорыстной, чистой любви.

Таким образом, мы видим, что наша «любовь к мудрости» — это не совсем обычная любовь. Точнее, это высший и самый чистый вид любви, требующий своего пробуждения в сердце человека и развития. Такую любовь нельзя развить в одиночестве, потому что для нее обязательно нужен объект. Это не созерцательная, а деятельная любовь, во имя которой нужно совершать если не подвиги, то уж поступки точно.

Возможно, именно поэтому такой любви никогда не учились уходя от мира. Возможно, именно поэтому философские школы всегда имели свою общину. Есть вещи, которые невозможно сделать в одиночку, и философия — одна из них.

You have no rights to post comments