Раннее средневековье. Иерусалим. Главная цель паломничества, город, священный для всего христианского мира. Священный в том глубоком, подлинном, изначальном смысле, который нами, наверное, уже утерян. Что ждало пилигримов, устремившихся в этот город?
Долгий переход по землям, раздираемым непрерывными междоусобными войнами, постоянный риск потерять последние сбережения или саму жизнь, встретившись с шайкой разбойников, частое отсутствие крыши над головой или простой возможности согреться у огня. Те же счастливцы, кому удавалось добраться до моря и сесть на корабль, были еще весьма далеки от своей безумной мечты о священном городе, хотя и думали иначе, отплывая к неизвестным берегам. На море пилигримов ожидали не меньшие опасности — морская болезнь, теснота трюмов и жажда, штормы и пираты, перспектива окончить свои дни в рабстве. А преодолевших все это встречали трудные дороги Палестины, испепеляющее солнце и опасности не меньшие, чем в разобщенной Европе.
Однако сотни и тысячи пилигримов решались на это путешествие. И тогда же, в те непростые времена, появились люди, которые стали им помогать.
Братья-иоанниты
За 25 лет до Первого крестового похода, то есть около 1070 года (по другим источникам, между 1023 и 1040 гг.), итальянский купец из Амальфи Пантелеон Мауро основал в Иерусалиме странноприимный дом, или госпиталь. Он располагался недалеко от храма Гроба Господня и состоял из двух отдельных зданий — для мужчин и женщин. При госпитале также была сооружена церковь Марии Латинской и часовня Святой Марии Магдалины, богослужения в них проводили монахи-бенедиктинцы.
В те времена термин «госпиталь», под которым сегодня понимается военная больница или больница для раненных на войне, имел более широкое значение. Латинское gospital переводится как «гость», и в средневековье госпиталь был своеобразной гостиницей или приютом, где странники могли получить все, в чем нуждались (ночлег, еду, лечение, отдых, защиту, исполнение религиозных обрядов), и, как правило, бесплатно.
Первым ректором, или мастером, странноприимного дома был избран провансальский рыцарь Герард де Торн — Герард Благословенный. Он построил при госпитале церковь во имя святого Иоанна Крестителя, и с тех пор праздник Рождества этого святого члены братства почитали более остальных. Первый правитель Иерусалимского королевства Годфрид Бульонский поручил Герарду и четырем рыцарям-добровольцам заботу о раненых и больных и пожаловал госпиталю деревню Сальсада в пригороде Святого города. Превратив госпиталь в монастырь, Герард стал основателем Ордена госпитальеров, или иоаннитов. И хотя при нем госпиталь еще не получил статуса ордена, именно этому человеку приписывают создание его первых Уставов, во многом совпадавших с Уставом бенедиктинской общины (первоначально госпитальеры существовали внутри этого монашеского Ордена).
Число мест в госпитале достигало 2000. Задумаемся над этой цифрой. Две тысячи человек, нуждающихся в уходе и элементарной медицинской помощи. Внушительное число даже по современным меркам, что же говорить о средневековом Иерусалиме? Неизвестно, сколько членов было в той первой общине госпитальеров, но можно представить, каких усилий стоило им оказывать помощь двум тысячам пилигримов. И мы можем только догадываться, какой силой веры обладал Герард, сумевший вдохновить своих единомышленников на такое непростое дело.
Уже в те времена в госпитале применяли методы передовой тогда арабской медицины. Намного предвосхитив современный Красный Крест, члены общины госпиталя воплощали в жизнь один из его основополагающих принципов — оказывать помощь раненым и больным независимо от их вероисповедания. В благодарность за это пациенты, среди которых было много людей знатных и довольно состоятельных, жертвовали госпиталю богатые дары, и это позволило общине отделиться от бенедиктинского аббатства вскоре после того, как крестоносцы взяли Иерусалим.
Первых братьев-монахов стали называть госпитальерами-гостеприимцами святого Иоанна Иерусалимского. Вступавшие в братство принимали три традиционных монашеских обета — безбрачия, нестяжания и послушания — и давали клятву «служить рабами и слугами своим господам и повелителям, каковыми являются все слабые и больные».
Роль, которую братство госпиталя играло в эпоху крестовых походов, трудно переоценить. Больных и раненых было огромное множество, и всем требовалось лечение, уход, а нередко христианское погребение. И в 1113 году папа Пасхалий II издал специальную буллу, которой узаконил особый статус странноприимного дома госпитальеров.
На Святой земле
При Раймунде дю Пюи (1121–1157), преемнике Герарда Благословенного, произошло окончательное оформление братства иоаннитов в военно-монашеский орден и был сформулирован его Устав. Госпитальеры традиционно делились на священников и мирян, а с 1153 года среди них стали выделяться рыцари и оруженосцы. Изменилась и форма одежды членов Ордена: священники сохранили прежнее бенедиктинское одеяние, а рыцарям и оруженосцам полагалось носить полувоенное платье малинового цвета и черный плащ с белым восьмиконечным крестом. В 1130 году папа Иннокентий II утвердил знамя госпитальеров — белый крест на красном фоне. В 1155 году Раймунд стал первым магистром Ордена — «гостиницы святого Иоанна Иерусалимского смиренным магистром и стражем господа нашего Иисуса Христа» (полный титул великого магистра).
Иоанниты никогда не забывали то, с чего начался их Орден, — Иерусалимский госпиталь, приобретший к тому времени большую известность и в Палестине, и в Европе. При нем был создан приют для подкидышей и грудных младенцев. Рыцари раздавали беднякам милостыню и три раза в неделю устраивали для них бесплатные обеды. Госпиталь прославился и тем, что ко всем больным и раненым — и богатым, и бедным, и знатным, и неблагородным — в нем относились одинаково.
Кроме Иерусалимского госпиталя Орден создал целую сеть приютов и больниц не только на Востоке, но и в западных странах. И в связи с этим в генеральный капитул (совет великого магистра) Ордена вошел великий госпитальер, который «имел в смотрении своем госпиталь с находившимися при нем чиновниками. Главная его должность состояла в том, чтоб особенно печься о больных, осматривать оных и стараться о их оздоровлении, в нуждах оказывать им пособие» (из Уложений священного воинского Ордена св. Иоанна Иерусалимского).
Став военно-монашеским орденом, госпитальеры — вслед за тамплиерами — взяли на себя обязанность охранять паломников в Святой земле. В XII веке в Палестине и Сирии тамплиеры и госпитальеры защищали замки, пожалованные им местными феодалами, — к 1180 году количество таких замков равнялось 25. На дорогах госпитальеры строили форты, где паломники, шедшие в Иерусалим или Иорданию, могли найти убежище. Как и тамплиеры, рыцари-иоанниты возводили новые замки (например, Бельвуар) и укрепляли старые (Крак де Шевалье). И подобно членам некоторых других испанских орденов, они взяли на себя обязанность оказывать раненым помощь во время сражений.
В середине XII века госпитальеры (как и тамплиеры) были наиболее активными участниками испанской Реконкисты. Но верные Уставу и принципам своего Ордена, они держались в стороне от внутренних конфликтов на Кипре и в Иерусалимском королевстве. А в 1267 году отклонили предложение папы Климента IV выступить на стороне Карла Анжуйского против последних Гогенштауфенов в Южной Италии. Госпитальеры не боялись даже идти на конфликт с папой. Так, в 1238 году появилась новая папская булла, в которой члены Ордена обвинялись в нарушении обетов благочестия и нестяжания. Раздражало Ватикан и их сотрудничество со знаменитыми во всем средневековом мире сирийскими врачами, у которых госпитальеры переняли многие методы лечения.
Мальта
В 1310 году, после героической обороны и потери Акры, после потери крестоносцами Святой земли, ареста тамплиеров, почти двухсотлетнего пребывания на Родосе, госпитальеры перенесли свою резиденцию на Мальту. С этим островом связан один из самых ярких периодов в истории Ордена, который до сих пор широко известен именно как Мальтийский.
Госпитальеры и в этот раз не изменили себе и начали с постройки в Биргу госпиталя и нескольких скромных обержей — общежитий для рыцарей.
В 1573 году в Ла-Валетте уже действовал самый большой странноприимный дом, где даже в XVIII веке каждый год лечились более четырех тысяч человек. Там свято соблюдали традиции Иерусалимского госпиталя — принимали и лечили больных любого цвета кожи и вероисповедания, не только свободных, но и рабов, и ни один человек, обратившийся в мальтийский госпиталь, не получил отказа. Уход за всеми был одинаков: пищу подавали на серебряной посуде, шелковое белье меняли ежедневно. Больные лежали в общих палатах, у рыцарей была одна-единственная привилегия — они имели право получать две простыни, а не одну. Здесь оперировали, лечили и даже принимали роды. Сирот и подкидышей содержали в приюте при госпитале. Подземный ход соединял госпиталь с портом — раненых и заразных больных с галер доставляли прямо на операционный стол или в палату.
Служба в Мальтийском странноприимном доме была обязанностью рыцарей, они дежурили там раз в неделю, ухаживая за больными как простые служители.
На Мальте и в Европе рыцари-монахи основали наиболее современные для своего времени госпитали, первыми начали лечить душевнобольных, изучать анатомию и помещать в изолированные палаты инфекционных больных. И традиционно пища, которую получали пациенты госпитальеров, была много лучше той, которой довольствовались они сами. Только когда член Ордена заболевал или ослабевал телесно, великий магистр разрешал ему есть то же, что ели пациенты госпиталя.
Госпитальеры учреждали публичные школы и открыли знаменитый Мальтийский колледж, который затем получил статус университета. Поощряли занятия искусством, музыкой, науками. Они построили также публичную библиотеку, одну из крупнейших в Европе той поры: в ней было собрано более 900 000 уникальных рукописей и книг.
XVII век стал для госпитальеров временем упадка. После 1798 года, когда Мальта без боя сдалась Наполеону, Орден уже не имел постоянной резиденции, и самая яркая страница его истории была дописана.
***
Судьба Ордена госпитальеров неразрывно связана с судьбой Европы и арабского мира XI–XVIII веков. Трудно переоценить его вклад в экономику, политику, в сохранение культурных ценностей. И особенно в европейскую медицину, вобравшую в себя благодаря госпитальерам достижения медицины арабского мира.
И все же больше всего в деятельности Ордена поражает то, что сегодня мы называем благотворительностью. Повторюсь, госпитальеры во многом предвосхитили принципы Красного Креста. И удивительно, что даже во времена темного средневековья они находили сочувствие и понимание. Наверное, человек не так уж сильно меняется с течением веков, как принято думать, и то, что откликается в нас на чужую боль и страдание, так же откликалось и в людях тех далеких времен.
Дополнительно:
Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.
Любить ближнего своего, как самого себя.
Уважать всех людей.
Облегчать участь бедных.
Одевать нагих.
Посещать больных.
Хоронить мертвых.
Поддерживать находящихся в испытании.
Утешать испытывающих печаль.
Не оставлять милосердия.
Не быть надменным.
Не быть ленивым.
Не клеветать.
Всегда следить за своими поступками. Быть уверенным, что Бог видит нас везде.
Не любить споров.
Избегать почестей.
Из Устава Ордена бенедиктинцев
В XVII веке военный флот госпитальеров приобрел славу первого в Средиземном море. После 1792 года, когда утихли войны на море, госпитальеры поддерживали мир в регионе, способствовали развитию торговли; даже османские купцы предпочитали плавать на кораблях госпитальеров как на наиболее безопасных.
Госпитальеры были великолепными моряками, воевали с морскими пиратами, имели лучшую морскую академию. Европейские монархи получали оттуда капитанов и адмиралов. Российский военный флот по просьбе императрицы Екатерины II организовали именно мальтийские рыцари, и адмирал Федор Ушаков неоднократно прибегал к их помощи, сражаясь с турками на Черном море.
Наши дни
Сегодня в Орден принимаются в основном члены аристократических или богатых семей. Но и в наши дни он известен во всем мире своими благотворительными и гуманитарными акциями. Мальтийский орден содержит множество больниц, госпиталей, домов престарелых и различных медицинских служб. Так, например, в Германии Орден основал госпиталь Святого Франциска и детский дом Святого Йозефа во Фленсбурге, больницы в Бохуме, Кельне, Бонне и других городах, госпиталь Святой Елизаветы в Юлихе, Мальтийский дом престарелых в Дренштайнфурте, службу «Скорой помощи», организации медицинских и патронажных сестер — около 30 различных учреждений и их филиалов более чем в 100 немецких городах. Отделения и миссии Ордена, пользующиеся по международным законам дипломатической неприкосновенностью, существуют практически во всем мире. К 1988 году в Ордене состояли почти 10 000 кавалеров и миллион ассоциированных членов. А 22 октября 1989 года Орден вернулся на Мальту.