Одной из форм Возрождения стало обращение к истокам – к античной культуре и философии с их гуманизмом и жизнерадостностью, с гармонией природы и человека. Человек осознал свою миссию – изучать законы Божественной гармонии и творить в полном соответствии с ними. Теперь многое стало зависеть от его собственных усилий, от его способности искать свой Путь, чтобы ступенька за ступенькой восходить туда, куда всегда были устремлены его взоры – к Небу. Человек вновь научился мечтать, мечтать об «золотом веке», когда миром правили любовь и согласие и боги ходили среди смертных. Появилась сильная потребность в обновлении всех сторон жизни человечества: духовной, нравственной, религиозной, политической, Актуальными стали идеи Платона об идеальном государстве и идеальном городе. Человеку стало тесно в средневековом городе с его узкими кривыми улочками, которые почти не освещались солнцем, и были закрыты для свежего ветра, ветра перемен. Появилась потребность в иной организации городского пространства с прямыми широкими улицами и просторными площадями, где стало много воздуха, много света и само небо, казалось, приблизилось к человеку. Так сначала в мечтах появился идеальный город, Город Солнца, Город Золотой, отдельные элементы которого воплотились уже в эпоху Возрождения.
Для градостроительства Нового времени характерно было параллельное развитие теоретической мысли и практической деятельности. Появляется большое количество трактатов посвященных архитектуре, планировке и укреплению городов. Особое место занимает тема идеального города. Здесь авторы в своих схемах видели не готовые проекты, по которым можно спланировать конкретный город, а графически изображенную идею, концепцию города. Они рассуждали о размещении города с точки зрения экономики, гигиены, обороны, эстетики. Искали оптимальное размещение жилых кварталов, религиозных, торговых и общественных центров, садов и парков. С точки зрения эстетики занимались такими проблемами как композиция, гармония красота, пропорции. Планировке города были свойственны рационализм, геометрическая ясность, центричность композиции и гармония между целым и частями.
Теоретики города были тесно связаны с изучением наследия античности и прежде всего трактата Ветрувия «Десять книг об архитектуре». Этот трактат был заново открыт в 1427 г. в одном из аббатств. Про самого Марка Ветрувия известно мало. Он был архитектором и инженером в войске Юлия Цезаря, а свой трактат посвятил Августу, т. е. Он жил во второй половине I в. до н.э. В своей работе он обобщил опыт архитектуры и градостроительства Греции и Рима. В трактате рассматривались такие вопросы как: 1) выбор местности с учетом климатических и топографических условий, наличия сухопутных и водных путей, продовольственных ресурсов; 2) планировка города: оборонительные сооружения, трассировка улиц, размещение городских центров: 3) типология зданий от жилых до общественных: 4) эстетические принципы. В области эстетики Ветрувий советовал придерживаться ординации (следования архитектурным ордерам), разумной диспозици (планировки), соблюдения эвритмии (равномерности ритма, строя), симметриии (соразмерности), декорума (соответствия формы назначению) и дистрибуции (распределения ресурсов).
Сам Ветрувий не оставил изображения идеального города, однако многие архитекторы Возрождения создали схемы городов, в которых отобразили его идеи. Известны схемы городов «по Ветрувию» Чезаре Чезарино, Даниеле Барбаро и других.
Первым теоретиком Возрождения, целиком посвятившим свой трактат проблеме идеального города был флорентиец Антонио Аверлино по прозвищу Филарете (? – 1471 г.). Он работал при дворе герцога Сфорца, результатом чего явился его трактат «Сфорцинда».
В 50-е годы XVI в. появляется трактат «Десять книг об архитектуре Леона Альберти (1404 – 72 гг.). Это был, пожалуй, первый теоретический труд Нового времени, посвященный архитектуре. В нем рассматриваются многие вопросы градостроительства: начиная от выбора места и планировки города и кончая типологией зданий и декором. Альберти первый провозгласил основные принципы городского ансамбля эпохи Возрождения, связав античное чувство меры с рационалистическим началом Возрождения. В самом обобщенном виде это можно выразить как: соотношение высоты застройки к расположенному перед ней пространству (от 1:3 до 1:6), согласованность архитектурных масштабов главных и второстепенных зданий, уравновешенность композиции и отсутствие диссонирующих контрастов.
Другим видным теоретиком города был Андреа Палладио (1508 – 80 гг.). В своем трактате «Четыре книги об архитектуре» он уделял большое внимание целостности городского организма и взаимосвязи его пространственных элементов. Он говорил, что «город – не что иное, как некий большой дом, и обратно, дом – некий малый город». Про городской ансамбль он писал, что «красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому». Особое место он уделял вопросам интерьера зданий, их габаритам и пропорциям, пытаясь органично соединить внешнее пространство улиц с интерьером домов и дворов.
Ближе к концу XVI в. многих теоретиков привлекли вопросы торговых площадей и оборонительных сооружений. Так Джорджо Вазари младший (1549 – 1619 гг.) в своем идеальном городе много внимания уделяет застройке площадей, торговым пассажам, лоджиям, палаццо.
Появление в конце XVI в. разрывных снарядов, заставило градостроителей пересмотреть характер городских укреплений. На смену крепостным стенам и башням пришли земляные бастионы, вынесенные за городские границы. Теперь в планах идеальных городов появились причудливые многоугольные очертания. Эти нововведения нашли свое отражение в плане идеального города Виченцо Скамоцци (1552 – 1616 гг.).
План Скмоцци интересен еще и тем, что в нем в отличии от радиально-кольцевой структуры улиц города Филарете использована прямоугольная сетка улиц. Это в сочетании с крестообразным положением двух главных улиц позволяет обнаружить общие черты как с городами античности, так и с городами средневековья. Действительно, в греческих городах построенных по Гипподаму (Милете, Пирее) присутствует регулярная прямоугольная планировка и две пространственные координаты. Вдоль одной располагаются торговые и общественные площади, а вдоль другой –гимнасий, стадион, парк. Если посмотреть на средневековый город, то в его центре располагалась соборная площадь а к ней примыкала рыночная, где обычно находилась городская ратуша. А к центральным площадям от городских ворот часто вели две главные крестообразно расположенные улицы. Однако не смотря на некоторое сходство с городам Скамоцци есть одно существенное отличие заключающееся в разобщенности городских центров. В средневековом городе собо и ратуша распологаются на разных площадях, а резиденция синьора находилось на окраине города. В идеальном же городе Возрождения хорошо заметна тенденция к объединению: здесь, дворец, собор и городские учреждения выходят на одну центральную площадь.
Принцип объединения, создания целостной композиции четко прослеживается в ансамблях городских площадей Флоренции, Венеции, Рима. Причем архитекторам Возрождения удается создавать удивительно гармоничные ансамбли не только из зданий одного стиля, как это можно видеть в площадях Аннуциаты во Флоренции (проект Филиппо Брунеллеско) и Капитолия в Риме (проект Микеланджело). Так на площади св. Марка в Венеции объединены в архитектурно-пространственный ансамбль как средневековые сооружения, так и новая застройка XVI в. А во Флоренции из площади Синьории со средневековым палаццо Векио гармонично вытекает улица Уффиций, выстроенная по проекту Джорджо Вазари. Более того, ансамбль собора Санта Мария дель Фиоре (реконструкция Брунеллеско) прекрасно сочетает в себе целых три архитектурных стиля: романский, готический и ренессанс.
Хотя не было воплощено в камне ни одного идеального города, за исключением небольших городов-крепостей (например, Пальма Нуова), многие его идеи обрели жизнь уже в XVI в. В это время в Италии и других странах стали прокладывать прямые широкие улицы, соединяющие важные элементы городского ансамбля, создавались новые площади, перестраивались старые, а позднее появились парки и дворцовые ансамбли с регулярной структурой. Мечта об идеальном городе дала живительную силу для творческих исканий многих архитекторов ни только эпохи Возрождения, но и более позднего времени. Она как звездочка, сошедшая с неба, вела за собой и освещала путь к гармонии и красоте.
Считается, что у каждого человека есть свое дерево. Возможно, у каждого есть и свой город – город утренней свежести, город, сотканный из лучей солнца, город-звезда. Мне иногда снится такой город…