Так недавно крещеные славяне стали называть книги, появившиеся в Древней Руси с приходом христианства. Новую религию несла в жизнь новая письменная литература, неслучайно большинство первых книг были религиозными. В них содержались «душеполезные слова», которые помогали прикоснуться к основным христианским истинам, к божественному миру, к высшей мудрости. Письменность и книга стали священными.
Однако обучение грамоте шло непросто. Князь Владимир, рассказывает летопись, создавал школы и под плач матерей «посылалѕ собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый просвещение Руси считал делом своей жизни, он открыл новые школы, при нем в княжеских мастерских и в первых русских монастырях начали активно переписывать книги, создавать библиотеки. Это время отмечено появлением древнейшего из дошедшего до нас творения русской литературы — «Слова о Законе и Благодати» (ок. 1050) митрополита Илариона. Иларион обращается к людям, «насытившимся сладостями книжными», а не к несведущим, и призывает их следовать в своей жизни христианским принципам. «То, что слышал ты, досточтимый, не для молвы оставил сказанное, но делом свершил: просящим подавая, нагих одевая, голодных и жаждущих насыщая, больных всячески утешая, должников выкупая» — по указу князя Владимира любой киевлянин мог принять участие в трапезах на княжеском дворе, а пищу для глубоких стариков и больных развозили по домам; одним из видов милостыни был выкуп пленных (рабов) и предоставление им свободы.
Первая из дошедших до нас русская рукописная книга — «Остромирово Евангелие» (1056–1057). Свое название она получила по имени новгородского посадника Остромира, дальнего родственника князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Этот шедевр древнерусского книжного искусства хранится сейчас в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Другая наша рукописная реликвия — древнейший философско-дидактический сборник «Изборник» 1073 года, созданный в Болгарии для царя Симеона и переписанный в Киеве дьяком Иоанном для князя Святослава Ярославовича. В нем даны ответы на самые разные философско-богословские, нравственные и исторические вопросы, а также собраны комментарии текстов Писания, разъяснения догматов христианского учения, пропагандируются нормы христианской морали.
Упав на благодатную почву, семена «душеполезных слов» прорастали в душах замечательных русских князей. Так, Владимир Мономах, избавивший на некоторое время Русь от княжеских междоусобиц, оставил в «Поучении» своим детям образ идеального русского князя — правителя, исполняющего высший закон, пребывающего всю жизнь в трудах, милосердного к другим людям, храброго в бою, не боящегося смерти. Интересно, что слова книга и князь имеют один корень кнети — «знать». И это неудивительно, ведь еще в языческие времена князьями называли старейшину, самого мудрого человека племени. Князь был жрецом — хранителем знания, а книга, предмет, с ним связанный, — «вместилищем знания».