Средние века — загадочное и навевающее романтические мысли время. Авторы многих научных трудов, приключенческих романов, фильмов и книг-бестселлеров обращаются к этой странной эпохе, воспевая и проклиная ее, рассказывая о чудовищах и ангелах, о злодеях и рыцарях. И если, как утверждают авторы средневековых романов, ничто на земле не происходит случайно, то должен быть ключ к этой загадке.
Особенным магнетизмом обладают XII и XIII века с их крестовыми походами, готическими соборами, рыцарскими орденами, кансонами и сирвентами трубадуров, сказочными, полными символизма романами артуровского цикла труверов и миннезингеров.


И века эти, правда, были особенными. В нищей, невежественной, суеверной Европе началось движение. Уже первый крестовый поход 1096 года взбудоражил большую часть населения. Вдруг по непонятной причине, будто под влиянием какого-то нефизического землетрясения люди, пребывавшие в спячке несколько веков подряд и объединявшиеся только для борьбы со страшными норманнами, начали действовать. Они строили, воевали, учились и опять десятками тысяч шли воевать в Святую землю, участвовали в возведении величественных готических храмов, основывали и укрепляли города. Чудо совершилось за два столетия. В культурном, экономическом, духовном смысле Европа совершенно изменилась.
Может, именно это нас так сильно влечет? Может быть, новая готическая архитектура, поднимающая ввысь и несущая к свету, так мила нашему сердцу? Может быть, новое рыцарство, похвалу которому воздал святой Бернар из Клерво, так манит нас? Может быть, мистика темного слога провансальских трубадуров заставляет искать тайный смысл в их поэмах?
Момент, когда, будто под действием неведомой силы, цивилизация начинает бурно развиваться, современный русский историк Лев Николаевич Гумилев назвал пассионарным толчком. В этот период, согласно его теории, рождаются особые люди — пассионарии, которые от обычных людей отличаются своей жертвенностью. Они не могут жить обычной жизнью, в замке или в хижине — все равно, какая-то неумолимая энергия, независимо от сословия, движет ими и заставляет действовать. Иногда не очень осознанно, но обязательно действовать! О таких особых периодах в развитии цивилизаций рассказывает и древняя индийская традиция, и философия истории ученого прошлого столетия Карла Ясперса.
Но не вследствие только простой хаотической активности возродилась заново на обломках империи Карла Великого западная цивилизация. И не мудрость и сила какого-то одного правителя помогла ей. В 1118 году в Европе, точнее на европейском Востоке, в Королевстве Иерусалимском, возник рыцарский орден, которому не было равных в истории. Девять рыцарей во главе с Гуго де Пейном прибыли в Иерусалим к королю Балдуину II и попросили разрешить им создать рыцарско-монашеский орден, чтобы охранять пути паломников, постоянно прибывавших в Святую землю и оказывавшихся беспомощными перед местными разбойниками, которые часто нападали на них по дороге. Это, казалось бы, не очень примечательное событие стало отправной точкой в истории Ордена, а возможно, и в истории Европы. Король отдал в распоряжение рыцарей часть своего дворца, построенного на том месте, где когда-то стоял храм Соломона, и с тех пор их стали называть рыцарями Храма, или тамплиерами (от французского тампл — «храм»).
Вдохновителем создания Ордена был аббат из монастыря в Клерво Бернар, тот самый святой Бернар, личность такого масштаба, что его слушались и папы, и короли, и простые горожане, которые с трепетом внимали его призывам и проповедям. А в 1128 году по его инициативе был созван Собор во французском городе Труа, на котором Орден рыцарей Храма был провозглашен официально, а святому Бернару было поручено разработать его устав. Сразу после Собора в Орден начали активно вступать новые члены, и через некоторое время он уже насчитывал тысячи человек, а затем стал бурно развиваться не только во Франции, но и в Германии, Португалии, Испании, Англии, Арагоне и других странах Европы.
Казалось бы, прекрасное начало. Но что-то загадочное есть в этом началеѕ Почему больше девяти лет первые рыцари Ордена жили в Иерусалиме и даже не пытались привлечь в свои ряды новых членов, хотя наверняка им необходима была военная помощь? И здесь на арену истории выходит древняя легенда о святом Граале и Ковчеге Завета. Много написано на эту тему. Нам очень хотелось бы предположить, что в эти девять лет тамплиеры искали именно Ковчег Завета, или Грааль, или какой-то другой кладезь мудрости, сила которого постепенно проявилась в последующие два столетия. Мы верим писательнице Инге Отт, перечитывая загадочный отрывок о найденных в подземельях храма Соломона двенадцати ларцах: «Мудрейшие из мудрецов всего мира должны долго и кропотливо исследовать содержимое этих двенадцати ларцов. Разумеется, такие мудрецы есть уже сегодня. Об этом позаботился аббат из Клерво». Только странно этоѕ Неужели древние мудрецы, потомки египетских посвященных, принесли с собой сокровенное знание высоких цивилизаций прошлого, записанное в тайных книгах, и поместили их в хранилище, которое без труда — что такое девять лет по сравнению с веками поисков! — нашли девять упорных рыцарей, исследовавших подвалы храма во время, свободное от охраны дорог паломников? А как же Девять неизвестных и царь Ашока, чьей миссией, если верить Елене Петровне Блаватской, было спрятать древние книги, чтобы люди не смогли использовать содержащиеся в них знания ради личной выгоды, что всегда ведет ко злу? Неужели те единственные сохранившиеся экземпляры были так плохо спрятаны?
Что-то другое видится в миссии девяти рыцарей. Может быть, аббат из Клерво уже имел какие-то связи на Востоке, откуда получал информацию и инструкции? Но, скорее, не на мусульманском Востоке. Неслучайно, возможно, в это время по Европе начали ходить легенды о мудром Пресвитере Иоанне, союзнике всех христиан, царствовавшем на Востоке в удивительной стране, где нет ни болезней, ни голода, ни бедѕ
Но что было дальше, после Собора в Труа? В Орден сразу вступают тысячи людей, однако, как пишет Луи Шарпантье в книге «Тайны тамплиеров», среди них нет организаторов и командиров. Как могли девять рыцарей, проживших почти десять лет в Святой земле и не имевших специальной выучки, так умело организовать это огромное количество народа? Тот, кто пытался управлять хотя бы группой из десяти человек, знает, что это очень непросто. А тут тысячи! Какое-то чудо менеджмента, которому позавидовали бы современные MBI. Очень естественно предположить, что за эти девять лет все было подготовлено — будущие командиры и руководители, предварительный устав, правила. И 1128 год стал лишь особым моментом, когда долго набиравшая силу волна свободно покатилась по Европе, вовлекая новых рыцарей в уже созданную структуру.
Кто же все-таки вступал в Орден, в котором на этапе окончательного посвящения в рыцари-монахи человек должен был отказаться практически ото всех материальных благ? Чем, позвольте, могут привлечь такое число людей обеты послушания, целомудрия, бедности? Конечно, красиво и величественно выглядит всадник в белом плаще с красным крестом на плече, но так сильно менять свою жизнь, постоянно подвергаться угрозе смерти, добровольно сохранять железную дисциплину — не слишком ли суровая цена за белый плащ и всеобщее уважение?..
Вернемся к теории пассионарности. В этот период в Европе появляется много людей, как будто от рождения заряженных необходимостью действовать, двигаться. Чего стоит хотя бы детский крестовый поход! А тот факт, что во Франции за эти два века было построено больше хоть сколько-нибудь значительных сооружений, чем за последующие семь веков! Города также растут с поражающей воображение скоростью. Можно предположить, что Бернар из Клерво или кто-то, кто его наставлял, знали о наступлении этого особого времени и готовились к нему. И создали форму, благодаря которой активные люди, желавшие и способные творить историю, могли это делать сообща, очень организованно — и все это вдобавок было освящено очень красивым духовным импульсом!
Странно говорить об обете бедности в Ордене, который в период своего могущества владел огромными богатствами. По данным Луи Шарпантье, к концу XIII века Орден насчитывал около тысячи командорств (территориальных единиц), каждое из которых имело, как минимум, один каменный дом, больше напоминавший крепость, и сеть хозяйств и угодий, которыми рыцари очень умело распоряжались. Они только распоряжались богатствами Ордена, но сами ими не владели. Обет бедности тамплиеров больше говорит не о нищете, а о том, что рыцари ничего не желали лично для себя. Ведь хорошо известно, как заманчив золотой телец, как легко он становится целью жизни и вынуждает идти на компромисс со своими глубокими мечтами и устремлениями.
Но девиз тамплиеров был: «Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam» — «Не нам, Господи, не нам, но во славу имени Твоего» (Пс. 113:9). Все дела: и сражения на Святой земле, и строительство дорог, и управление землями — они посвящали Богу и были чисты.
Тамплиеры создали практически действующую модель, как с нуля можно возродить цивилизацию, находящуюся в полном упадке. Они построили густую сеть охраняемых (!) дорог, и дороги эти сразу стали артериями, по которым потекла жизнь. Существенная деталь: за проезд по ним не взималась таможенная пошлина — явление исключительное для Средневековья! Сложно оценить общую протяженность проложенных путейѕ но, например, в одной только Шотландии более тридцати населенных пунктов хранят в своих названиях память о тамплиерах: Temple Way, Temple Road, Temple Bridge и другие им подобные. Но не только купцы устремились по новым дорогам — каменщики, ремесленники, ученые, астрологи, алхимики, бродячие певцы и простые люди получили возможность путешествовать из города в город.
В 1135 году Орден начал ссужать деньги испанским пилигримам, направлявшимся в Святую землю. Чтобы упростить перевоз ценностей, тамплиеры ввели прообраз современных банковских чеков. Теперь паломник отправлялся в Иерусалим с небольшим пергаментом (а не с драгоценными металлами, игравшими роль денег) и в любом командорстве, предъявив этот «чек», мог получить свои деньги. Денежная собственность владельца «чека» стала недоступной для разбойников! За операции с «чеками» брался небольшой налог. У тамплиеров можно было взять ссуду под 10%, тогда как в среднем кредитно-ссудные кассы брали 40%. Известно, что они так искусно вели финансовые дела, что некоторые казначеи Ордена были одновременно и казначеями королей Франции и Англии.
Как будто долго перекрытый кислород вдруг вдохнули в Европу! Она окрепла, встала на ноги, перестала зависеть от голода и неурожая.
Но цивилизация возрождается не тогда, когда люди становятся сытыми. Мощный духовный импульс прошел по европейским городам через строительство готических храмов, которые поражают и поныне. И хотя это не доказано, много косвенных данных говорит о том, что тамплиеры либо были вдохновителями идеи готики, либо сами возводили готические соборы, либо финансировали их строительство. Интересно, что во Франции при тамплиерах, с 1170 года по 1270 год, только готических соборов появилось более 150; а после тамплиеров, с XIV по XX век, было возведено не более 50 примечательных архитектурных сооружений, преимущественно замков и дворцов.
Связи с восточными учеными, развитие наук и ремесел, развитие мощного флота — лишь часть того, что можно рассказать о тамплиерах как об Ордене, двигавшем историю.
Конец Ордена Храма не был необычным. В 1307 году французский король Филипп Красивый, завидуя его богатствам и, возможно, опасаясь той власти, какую к тому времени Орден приобрел во Франции, приказал, заручившись поддержкой папы, арестовать всех тамплиеров, что ровно 700 лет назад 13 октября в пятницу и было исполнено. Как водится, были подготовлены свидетели и дикие обвинения, а остальное стало делом техникиѕ Последний Великий Магистр ордена Жак де Моле был сожжен на костре в 1314 году. Перед казнью он призвал на Суд Божий папу — через сорок дней, а Филиппа Красивого — в течение года. Через тридцать семь дней после казни папа Климент V умер мучительной смертью от дизентерии, а восемь месяцев спустя скончался от паралича, упав с коня, король Филипп. Затем началась Столетняя война, голод, эпидемия чумыѕ
Но тайны Ордена нельзя арестовать. Много лет спустя под тамплиерскими парусами Колумб приплыл в Америку, и кто знает, не открыл ли он этот путь, тщательно изучая карты Ордена Калатравы, в который вступили уцелевшие в Испании тамплиеры? И где сейчас сокровища рыцарей Храма, которые так и не нашел неудачливый король-палач? И что находилось на кораблях, отплывших в ночь перед арестом тамплиеров из их порта Ла-Рошель? А может быть, был в их руках Ковчег Мудрости? Может, древний ларец до сих пор охраняет человек в современном костюме или в старинном белом плаще с красным восьмиконечным крестом где-то вдалеке от цивилизации на берегу океана, и смотрит на плещущиеся волны один из Девяти неизвестных?

You have no rights to post comments