Не нам, Господи, не нам, но во славу Имени твоего.

Погрузившись в ностальгическую грезу, давайте перенесемся в прошлое, чтобы проснуться на священной земле Иерусалима и с восторгом созерцать, как свет солнца оживляет христианские церкви, арабские мечети и еврейские синагоги — свидетельства истинно Единого Неба.

Король Балдуин II восседает на троне, снисходительно взирая на рыцаря, который лязгая доспехами, под звуки труб преклоняет перед ним колено, заставляя скрежетать каменные плиты. Это весеннее утро благодатного 1118 года, а рыцаря, склонившего голову, зовут Гуго де Пейн. За ним отливают сталью глаза Годфруа де Сен-Омера, а в нескольких шагах позади еще семь рыцарей, чьи имена написаны на лезвиях их мечей: Годофредо Бисуа, Годофредо Роваль, Пайен де Мондидье, Аршамбо де Сент-Аман, Андре де Монбар, Фульк д'Анже и Гуго I, граф Шампанский [1].

Возможно, мы видим рождение таинственного Ордена Тамплиеров, чье название, как говорят, связано с первым местом его обитания — прямо над конюшнями древнего храма Соломона. Видимая цель Ордена в городе Гроба Господня — «обеспечить безопасность всех путей и дорог, особо заботясь о защите паломников». Мы не знаем, как всего девять рыцарей собирались защищать потоки паломников, прибывающих в Иерусалим, который в те времена был заполонен мусульманами и кишел бандитами и разбойниками с большой дороги. Известно, что в последующие девять лет в орден не приняли ни одного рыцаря и ни один не покинул его. С другой стороны, есть упоминания, что Феоклет, патриарх назореев-иоаннитов[1], обучил Гуго де Пейна истинной истории Иисуса и раннего христианства, а затем другие сановники посвятили его в свои тайны. Все это, как мы увидим позже, заставляет думать, что истинная цель ордена была иного рода и ее следовало скрыть от глаз непосвященных.

Первый Великий Магистр ордена тамплиеров Гуго де Пейн. Фрагмент памятнику св. Бернару. Дижон, Франция

Что касается названия templum — неудивительно, что Гуго де Пейн был сведущ и в этом вопросе, — то сначала так обозначалось все небесное пространство, очерченное воображаемыми линиями, которые авгур, следуя ритуалу, проводил своим посохом или жезлом в воздухе (отсюда происходит глагол contemplar  созерцать). По аналогии название templum использовали для обозначения огромных пространств, таких как море, небо и даже весь мир. Затем templum стало обозначать ограниченное пространство, очерченное авгуром уже на полу или на земле для того, чтобы исследовать templum неба, или же с какой-либо другой священной целью. И, наконец, templum стало означать величественное освященное здание вместе с хозяйственными постройками, священной рощей и т.д.

Прошло десять лет, прежде чем Святой Бернар (Клервосский), племянник Андре де Монбара, создал Устав Ордена. Он предписывал целомудрие, бедность и послушание. Рыцари не должны были слишком пристально смотреть женщине в лицо или «целовать женщину: ни вдову, ни служанку, ни мать, ни сестру, ни тетю, ни какую-либо другую женщину». Одевались они в белые мантии с узнаваемым красным крестом на плече, а в бою обычно носили доспехи. Волосы должны были быть короткими, а борода — густой. Молились в назначенные часы, а за трапезой — за простой едой и за общим столом — читали духовные книги. На войне они никогда не бросали товарища и не отказывались от боя, даже если враг был в три раза сильнее, и их нельзя было выкупить: «ни пенни, ни гобелен, ни пядь земли» не должны были быть выплачены. Им разрешалась только охота на львов. Когда они умирали, их хоронили в яме без гроба, кладя тело лицом вниз. Правила предписывали есть мясо три дня в неделю, причем вдвоем из одной тарелки, но каждому — отдельная бутылка вина. Паек умершего рыцаря следовало распределять в течение сорока дней среди бедных. Рыцари должны были носить шерстяную рубашку, а в Палестине (из-за жары) они могли носить рубашку полотняную с Пасхи до Дня Всех Святых; их ложе состояло из подушки, тюфяка и одеяла с простынями из ворсистой ткани; спали в рубашке и кальсонах.

Когда близился бой, они вооружались верой внутри и стальной броней снаружи, и безудержно бросались на врага с уверенностью в победе или героической смерти. Как сказал Святой Бернар: «Этот Рыцарь Христа — стойкий крестоносец, новый тип рыцаря, он непрерывно ведет войну на два фронта, против зла во плоти и против духовного его воинства на небесах. … Вот это поистине рыцарь без страха, защищенный со всех сторон, потому что душа его защищена броней веры, тогда как тело защищено броней из стали. Так он вооружен вдвойне, и не страшен ему ни дьявол, ни человек… Идите уверенно вперед, рыцари, и отразите врагов креста Господня своими отважными сердцами. Знайте, что ни жизнь, ни смерть не в силах лишить вас любви Господа нашего Иисуса Христа, и повторяйте при любой опасности следующие слова: "Живые ли, мертвые ли, мы принадлежим Господу нашему". Вот это слава — вернуться победителями с такой битвы! Благословен тот, кто умрет в этой битве как мученик!»

Тамплиеры в бою. Рисунок на карте Иерусалима. Ок. 1170

Эти «бедные воины Христа», эти монахи-воины, были постоянным оплотом среди полчищ посредственностей, которые прибивались к каждому Крестовому походу. Они всегда находились в авангарде любой атаки и замыкали отступление, над ними довлели некомпетентность и соперничество князей, которые командовали этими импровизированными армиями, в итоге за два столетия на полях сражений они потеряли более 20 тысяч человек.

Если кто-то из них по какой-либо причине проявлял в бою недостаточную храбрость или проявлял меньшую, чем следовало, на него налагалось суровое наказание. С него снимали плащ с крестом, который являлся атрибутом рыцаря, его отлучали от общества других; он ел на земле без скатерти в течение года; если собаки мешали ему, он не мог их отогнать. По истечении года он опять представал перед магистром и судом других рыцарей и мог быть прощен или снова наказан.

Приведем теперь несколько фактов о военных действиях Ордена Храма, который сильно вырос за относительно короткое время:

«Мы сейчас в Газе, наблюдаем как 80 тамплиеров форсированным маршем отправляются по призыву короля Балдуина IV. 22 ноября 1177 года семнадцатилетний король, имея в распоряжении восемьдесят тамплиеров и четыреста двадцать рыцарей, одерживает одну из самых блестящих побед в крестовых походах против тридцати тысяч мамлюков султана Саладина». Побываем и на осаде Сен-Жан д’Акр[2], чтобы кровавыми буквами описать на страницах истории его падение:

«Магистр Ордена Тамплиеров Гильом де Боже был убит в бою, а Жан де Вилье, Магистр Ордена Госпитальеров тяжело ранен. Город был взят, но не полностью. С моря, с нескольких кораблей, которые направлялись на Кипр, оставшиеся в живых в тот роковой день услышали прощальный крик тамплиеров, доносившийся с последнего бастиона защитников, все еще увенчанного большим белым полотнищем с красным крестом в центре. Султан Аль-Ашраф[3], ослепленный желанием захватить обитель тамплиеров, предложил им почетную капитуляцию. Около сотни мамлюков вошли в башню, но, нарушив договор, напали на укрывшихся там дам. Рыцари Храма с болью и яростью обнажили мечи и расправились с мамлюками. Затем двери закрылись, и осада продолжилась.

И вновь султан Аль-Ашраф клятвенно обещает почетную капитуляцию маршалу Ордена Тамплиеров при условии, что тот лично сдастся в его шатре. Когда же маршал и его спутники выполнили его условие, султан приказал их обезглавить. Увидев это, тамплиеры, оставшиеся в башне, со слезами на глазах поклялись, что будут сопротивляться до последнего мига. И так оно и было.

Султан заминировал основание башни, а 28 мая предпринял последний штурм. Башня рухнула. Вместе с последними тамплиерами погибли и мамлюки, участвовавшие в нападении: «В Иерусалимском храме было погребено две тысячи погибших турков» (Рене Груссе[4]).

Взятие Сен-Жан д’Акр (Акры) мусульманами закрыло тамплиерам ворота в страну, за которую они всегда сражались. Они прибыли в Европу, но не как гости, а как настоящие хозяева. От первоначальной бедности, когда два рыцаря ехали верхом на одной лошади, они дошли до владения 9000 энкомьендами[5] (фермы и сельские дома) и армией из 30 000 рыцарей с оруженосцами и слугами, а еще ремесленниками и каменщиками. Им принадлежало более полусотни замков, собственный флот судов
с частными портами и международный банк, в котором они принимали и обменивали долговые расписки, переводные векселя, чеки…

Даже в Париже они стали обладателями эталонов мер и весов, то есть получили контроль над монетами и обменом. Их репутация была настолько высока, что король Франции был должником Тампля[6], и драгоценности Короны Арагона находились под его опекой; даже арабы проявили уважение к этим благородным рыцарям, засвидетельствовав, что гарантии Тампля было достаточно для заключения договоров между христианами и мусульманами. «Рыцари были благочестивыми людьми, которые соблюдали верность данному слову», — заявляет Ибн-аль-Асир[7]. Усама[8] также отдает дань уважения их толерантности и утверждает, что тамплиеры оставили на своей территории, в Иерусалиме, мечеть, в которой мусульмане могли свободно молиться. Таков был характер этих рыцарей: они были открыты и терпимы по отношению к другим, к себе же относились строго и соблюдали дисциплину, но в обоих случаях, всегда и везде их главными чертами неизменно были стойкость и надежность.

Когда они прибыли в Европу, их с величайшими почестями встретили дворяне, короли и даже сам Папа Римский. Уже в 1139 году папской буллой[9] они добились того, что не подлежали никакому суду и не должны были держать ответ ни перед королями, ни перед епископами, а только перед Папой. Так они постепенно становились государством в государстве и церковью в церкви. Они путешествовали по миру, не платя налогов, податей и пошлин, кроме того, им разрешалось раз в год собирать деньги во всех церквях Запада.

Печать тамплиеров

Ошибочно полагать, что орден тамплиеров выступал против католической догмы только в свои последние дни, поскольку уже с самого начала он был еретическим в том смысле, который придает этому слову Церковь. Красный крест на белой мантии символизировал, как и у посвященных других стран, четыре стороны света Вселенной [2]. Позже, когда начались гонения, тамплиерам пришлось в строжайшей тайне собираться в зале капитула, а для большей безопасности — в пещерах или хижинах, построенных в лесу, чтобы проводить свои церемонии; в общественных же часовнях они совершали католическое богослужение. Иногда они даже не соглашались с какими-то решениями, принятыми Папой (который еще не был непогрешимым). Так, в 1143 году тамплиеры Англии забирают и предают погребению в христианской земле тело Жоффруа де Мандевиля, графа Эссекса, который умер отлученным от церкви. И этот случай не уникален. Во времена, когда имя папы Сильвестра II было объявлено «проклятым» и исключено из списка пап (вместо него было записано имя никому неизвестного Агапита), тамплиеры благочестиво чтили его память [3].

Сегодня рассказ о падении тамплиеров, возможно, покажется жестоким, а пересказ «черной истории», которая привела к роспуску Ордена, — неприятным. Но еще более жестоким был рассвет осеннего дня 1307 года, когда во Франции без предупреждения и без какой-либо причины, кроме королевского указа Филиппа Красивого, были арестованы 15 000 тамплиеров. Обвинениями были ересь, кощунственные обряды, такие как плевание на крест и топтание его при посвящении в рыцари, содомия, поклонение ложным демоническим идолам, таким как Бафомет, и т.п.

Когда тамплиеры узнали об этих обвинениях, они просили позволить им прояснить факты: настолько они были уверены в своей невиновности. Но жестокие допросы и, конечно, пытки были призваны подорвать эту уверенность: «Меня так пытали, — говорил тамплиер-альбигоец Бернардо дель Вадо — так допрашивали и так поджаривали на огне, что мясо на пятках было сожжено, а чуть позже отвалились и кости. Да, я признал некоторые ошибки, подтверждаю это, я умолял признаться бургундца Эмери де Вилье-ле-Дюка, но это было под действием пыток. Ах! Под угрозой сожжения я бы уступил, потому что слишком боюсь смерти». Можно привести еще много цитат, но столь искренние крики сердца, с которыми тамплиеры объясняли причину своих признаний, оправдывают отречения.

За семь лет были замучены и сожжены сотни тамплиеров, однако ни секретные документы Ордена, ни доказательства, подтверждающие существование подобных ересей, не были обнаружены. На Соборах, которые созывались для рассмотрения их дела, их часто оправдывали: Лондон (Англия), Майнц (Германия), Равенна (Италия), Таррагона (Королевство Арагон), Саламанка (Королевство Кастилия, Леон и Португалия). Только в Париже на Сансском[10] Соборе было проведено судебное разбирательство и принято решение — одни члены Ордена были исключены из него, другие были освобождены после отбытия назначенного им наказания; кого-то заключили в тюрьму и даже подвергли пыткам, а кого-то передали светскому правосудию и подвергли публичному сожжению. Вот как описывает это Бернардо Гвидо, епископ Лодовский: «В лето Господне 1310, до 6 мая, тамплиеры предстали перед сансским архиепископом и его приспешниками, собравшимися в Париже на Поместный Собор, и были осуждены за то, что не признали своей вины и не раскаялись в своих нечестивых и непристойных деяниях, они были переданы светским властям и публично сожжены, но при этом было нечто знаменательное — все они отказались от признаний, сделанных ранее на суде, заявив, что ложные признания вызваны одной единственной причиной — насилие и страх мучений вынуждали их оговаривать самих себя». Однако, хотя прямых и правдивых доказательств, подтверждающих обвинения, не было, час Храма пробил.

На Вселенском Соборе во Вьенне[11] папа Климент V распустил орден, простив «раскаявшихся» грешников, одновременно осудив и преследуя других, не столь склонных к покаянию [4]. На этом же Соборе было решено, что имущество, ранее принадлежавшее тамплиерам, должно быть использовано и передано на определенных условиях Ордену братьев иерусалимского госпиталя св. Иоанна Крестителя (госпитальеры), (кроме Королевств Кастилия, Португалия, Арагон и Майорка), которые были обязаны сражаться против арабов и защищать границы.

Ни одно копье тамплиеров не было направлено против этого несправедливого приговора. Ни один меч не был обнажен, чтобы освободить последнего Великого Магистра ордена Жака де Моле. После семи лет пыток и лишений прославленный узник был доставлен на Еврейский остров[12] посреди Сены, где уже был возведен костер, который должен был запылать ночью. Это было 19 марта 1314 года, и к спектаклю все было готово. Жаку де Моле и двум его товарищам пришлось претерпеть всевозможные оскорбления, пока королевская гвардия вела их к месту казни. Люди теснили друг друга, чтобы увидеть пособников сатаны, тех, кто ел детей живьем и творил кощунства. Толпа ждала, не воспользуются ли они силами, дарованными им дьяволом, чтобы спастись... А вдруг они смогут стать свидетелями чего-то необычного…

Последний Великий Магистр ордена Жак де Моле

И так оно и было: публика не была разочарована, потому что Великий Магистр встретил смерть с необычайным спокойствием и хладнокровием. Увидев, что огонь разожжен, он решительно снял с себя одежду и громко и отчетливо объявил, что он виновен, потому что был слаб и уступил из страха мучений, но Орден Тамплиеров, «его орден», совершенно невиновен в предъявленных ему обвинениях. Затем нагой и с улыбкой на лице он быстро пошел к костру, хотя по пути его всячески задевали и толкали. Прежде чем его привязали к столбу, он сказал своим палачам: «По крайней мере, дайте мне соединить руки (для молитвы), потому что сейчас самый подходящий момент. Я скоро умру; Бог знает, что это неправильно. Несчастье постигнет тех, кто осуждает нас несправедливо. Я умираю с этим убеждением. Господа, поверните меня лицом к собору Нотр-Дам, прошу вас». Его просьба была удовлетворена, и смерть так ласково окутала его своим покровом, что все были поражены.

И это был конец. Различные военные Ордены того времени принимали в свое лоно рыцарей-тамплиеров, пожелавших вступить в них, и, по крайней мере внешне, все сошло на нет.

С тех пор и поныне многие объявляли себя законными преемниками сильно уменьшившегося Ордена и даже стали проводить церемонии посвящения в тамплиеры [5]. О предполагаемом происхождении нынешних рыцарей-тамплиеров Вильке говорит: «Нынешние рыцари-тамплиеры Парижа претендуют на прямое происхождение от древнего Ордена и пытаются доказать это с помощью своих внутренних правил, тайных учений и других документов. Согласно Форайсу, масонство зародилось в Египте, и Моисей передал свое учение евреям, Иисус — Апостолам, и этим путем они дошли до тамплиеров. Все эти измышления нужны парижским тамплиерам, чтобы поддержать свои притязания, не подкрепленные историей, поскольку вся эта уловка была задумана в Верховном капитуле Клермона под покровительством иезуитов, которые тогда пользовались благосклонностью Стюартов». Законные же рыцари-тамплиеры в течение пяти столетий уклонялись от каких-либо расспросов и каждые три года проводили собрания на Мальте. Тринадцать человек из разных стран приезжали туда по вызову Великого Магистра. Говорят, что на этих собраниях речь шла о политических и религиозных судьбах народов, поскольку среди собиравшихся были и коронованные особы.

Что касается этих предполагаемых преемников, забавным кажется рассказ самого Жерара де Седа[13] о приглашении на прием к некому тамплиеру. Его любопытство достигло предела, когда он узнал имя «новичка»: дон Хайме де Мора-и-Арагон, брат королевы Бельгии. Жерар де Сед заканчивает свой рассказ следующими словами: «Он не плюнул на крест. И на виски тоже».

Мы уже не узнаем, чем на самом деле был Орден тамплиеров, поскольку с самого начала этот необычный Орден окружала завеса тайны. Поэтому так легко увлечься фантазиями или пытаться сделать сенсационное открытие, которое прольет хоть какой-то свет на эту тему (и принесет существенную прибыль от продажи по хорошей цене книг, которые на поверку оказываются не такими уж содержательными).

Тамплиеры. Памятник в Лондоне

Нам неизвестны отношения, которые могли существовать между ассасинами Старца Горы[14] [6] и тамплиерами, как и истинные намерения, побудившие Филиппа Красивого преследовать тамплиеров. Было ли для него главным стремление к сильной Франции и намерение объединить власть в своем лице? Была ли это умелая манипуляция, чтобы помешать распространению некоторых идей, которые могли представлять опасность для определенных людей? Или просто личная обида за то, что тамплиеры отказались принять его в лоно Ордена? Неужели он так и не смог забыть, что однажды они спасли ему жизнь во время народного восстания? Неизвестно также, что открыли папе Клименту V 72 тамплиера, которых он допрашивал в Пуатье — протоколы этих допросов до сих пор хранятся в секретных архивах Ватикана. Известно только, что после этого позиция Климента V радикально изменилась, и он открыто выступил против тамплиеров. Остается загадкой, были ли у Колумба карты Ордена, по которым он узнал точное местоположение американского континента — ведь на его парусах был начертан символ тамплиеров: прямой равносторонний красный крест с расширяющимися концами. А сокровищница тамплиеров? Она в Жизоре[15]?

Игру в загадки можно продолжать часами, бесконечно предполагая и фантазируя, но она ни к чему не приведет. Тамплиеры положили начало созданию братств — и это реальность. В дальних командорствах им нужны были работники-христиане, которых они объединяли в соответствии со своей философией, давая им правила жизни или «обеты».

Одетые в белое работники не носили мечей, однако они участвовали в крестовых походах, строя на Ближнем Востоке хорошо укрепленные города в технике, которая в архитектуре называется «кладка крестоносцев»[16]. Там они освоили методы работы, унаследованные от античности, которые затем использовались в Европе для возведения готических соборов [7]. При этом они не только воздвигали памятники, которые бросали вызов горизонту: они сохраняли и распространяли знания и принципы добродетели, собираясь вместе, всегда тайно, и смеясь над глупостями своего века и своего времени. Обвинения, пытки, признания, опровержения, мужество перед костром, миф, легенда... что во всем этом правда?

Возможно, самая правдивая вещь о тамплиерах — это медленное вынашивание мечты; мечты о всеобщей синархии[17], основанной на трех принципах: единый народ, единый правитель и единый понтифик. Для этого нужна была федерация всех европейских государств, которая управлялась бы одним правителем, избранным согласно божественному закону; в религии же один понтифик объединил бы три основные религиозные формы: иудаизм, христианство и ислам. Но мечта об этом осталась. Мечта, которая во все времена озаряла ночь для людей с открытым взором, передавалась из уст в уста, из рук в руки, от сердца к сердцу. Она всегда есть и всегда скрыта. Она среди нас и ведет нас во тьме, она делает робкого храбрым, а слабого — сильным. Это сон, о котором нужно по-настоящему сильно мечтать, чтобы вновь пробудиться.

Примечания

1. Есть историки, которые утверждают, что Фульк д'Анжу[18] присоединился к группе в 1120, а Гуго I — в 1125 г. Есть и другие историки, которые расходятся в именах спутников Гуго де Пейна.

2. План пагод Мадура и Бенареса имеет форму равностороннего креста.

3. В его секретном постановлении (часть первая, статья 8) говорится: «Церковь истинного Христа во времена папы Сильвестра». Сильвестр II, ранее называвшийся Герберт Орильякский (Герберт д'Ориллак), был алхимиком, которому до сих пор непонятно как удалось занять трон святого Петра. По преданию он был обладателем (бронзовой) говорящей головы[19], которая позже перешла в руки английского францисканца Роджера Бэкона, а оттуда к Альберту Великому, знаменитому немецкому оккультисту, наставнику Святого Фомы Аквинского в Сорбонне. Когда Герберт, прóклятый Папа, умер, его тело было расчленено и помещено в запряженную волами повозку, чтобы похоронить его там, где животные остановятся; волы остановились перед церковью Святого Иоанна Латеранского[20], там его и похоронили.

4. Перед нами любопытный факт: если орден был виновен и был наложен запрет на его роспуск, разве тогда не были виновны все члены ордена? А если некоторые были признаны невиновными, зачем распускать орден?

5. Рукоположение тамплиеров датируется всего лишь 1735–1740 гг., и, будучи католиками, они основали свою главную резиденцию в иезуитском колледже Клермона в Париже, за что обряд и получил название Клермонский.

6. Ассасины были ударной силой, служившей для защиты центров фатимидской культуры, в которых изучалась универсальная и синкретическая наука, при этом над различными религиозными верованиями преобладал принцип единой религии.

7. В Париже братства жили на территории Тампля или в соседнем квартале, где они пользовались привилегиями, это место в течение 500 лет оставалось центром рабочих, прошедших посвящение.

Литература

1. Регин Перно. Орден Тамплиеров.
2. Сезар Канту. Всеобщая история.
3. Д. Педро Родригес Кампоманес. Исторические диссертации Ордена и кавалерии тамплиеров.
4. Дж. М. План. Апология тамплиеров.
5. Хуан Г. Атьенса. Солнечная мистика тамплиеров.
6. Виньяти/Перальта. Загадка тамплиеров.
7. Жерар де Сед. Тамплиеры среди нас.
8. Е.П. Блаватская. Разоблаченная Исида.

Примечания редактора

[1] Феоклет принадлежал к гностико-манихейской секте мандеев (от арамейского mandayya – обладающие знанием), последователей Иоанна Крестителя, сохранявших в своей среде ессейские и каббалистические традиции. Их еще называют назореями, сабиями, «христианами Святого Иоанна». (Прим. ред.)

[2] Акра, ныне город Акко в Израиле. (Прим. ред.)

[3] Аль-Малик аль-Ашраф Салах ад-Дин Халиль ибн Калаун (ок. 1262–1293) — мамлюкский султан Египта с 1290 г. из рода Бахритов. Более всего известен завоеванием последнего из государств крестоносцев в Палестине, закончившимся захватом Акры в 1291 г. (Прим. ред.)

[4] Рене Груссе (1885–1952) — французский ориенталист и историк искусства, член Французской академии. (Прим. ред.)

[5] Энкомьенда — форма владения недвижимостью вместе с населением. (Прим. ред.)

[6] Тампль (фр. Tour du Temple) — средневековая крепость в Париже, располагавшаяся на территории современных округов II и III. Замок основан в 1222 г. Губертом, казначеем ордена тамплиеров. (Прим. ред.)

[7] Иззудди́н Абуль-Ха́сан А́ли ибн Муха́ммад аль-Джазари, известный как Ибн аль-Аси́р — известный и влиятельный арабский или курдский историк, биограф, писавший на арабском языке и происходивший из семьи Ибн Асир. (Прим. ред.)

[8] Усама бен Мункыз аш-Шейзарий (1095–1188) — арабский писатель и полководец. Участник сражений с крестоносцами. (Прим. ред.)

[9] 29 марта 1139 года папа Иннокентий II издал буллу, названную им Omne Datum Optimum, в которой говорилось, что тамплиеры могут свободно пересекать любые границы, освобождаются от налогов и не подчиняются никому кроме самого римского папы. (Прим. ред.)

[10] Санс (фр. Sens) — старинный город во французском департаменте Йонна, в Бургундии. До создания в 1622 г. столичной архиепархии Париж входил в архиепархию Санса, архиепископ которой приезжал в Париж для решения разных дел. Так на Сансском Соборе 1141 года был осужден Пьер Абеляр. (Прим. ред.)

[11] Город Вьенн (ныне Вьен) расположен на юго-востоке Франции, близ Лиона. (Прим. ред.)

[12] Стрелка нынешнего острова Сите. (Прим. ред.)

[13] Псевдоним французского писателя, Жеро-Марии де Седа, барона де Льеу (автор книг «Тайна катаров», «Проклятое сокровище»). (Прим. ред.)

[14] Выражение «Старец Горы» использовали крестоносцы и средневековые европейские хронисты применительно к исмаилитам-низаритам Сирии. Лев Гумилев считал исмаилитов друзьями тамплиеров. По его мнению, повелители ассасинов прятались в горных замках, а убийцы шли на сознательную жертву. (Прим. ред.)

[15] Жизор (фр. Gisors) — коммуна во Франции, расположена в 63 км к северо-западу от Парижа. В Жизорской крепости содержался перед казнью последний магистр ордена тамплиеров, Жак де Моле. (Прим. ред.)

[16] Кладка стен — без шва, местами на тонком слое раствора. Камень, чаще всего известняк разной твердости,
в зависимости от ответственности места. С лицевой стороны отеска камней очень тщательная, иногда применена рустовка. Квадры крупные, в среднем 0.5×1 м. Заполнение стен — бут, залитый раствором. https://middleages.totalarch.com/universal_history_of_architecture/crusader_castles. (Прим. ред.)

[17] Сина́рхия (греч. συναρχία — «совластие», «соуправление», от σύν — «с-; со» и ἀρχεία — «начало; власть») — термин, введенный Сент-Ив д’Альвейдром как противоположное «анархии», под ним предполагается иерархический закон существования безупречного организма человечества. (Прим. ред.)

[18] Фульк Иерусалимский (лат. Fulco, фр. Foulque, Foulques), также известный как Фульк V Молодой, граф Анжуйский (1089/1092 — 13 ноября 1143, Акра), — граф Анжу и Тура в 1109–1129, граф Мэна в 1110–1129, король Иерусалима с 1131 г. Супруг королевы Мелисенды Иерусалимской. (Прим. ред.)

[19] Ему приписывали обладание арабской книгой заклинаний и бронзовым оракулом в виде головы, которая могла на задаваемые вопросы отвечать либо «да», либо «нет». (Прим.ред.)

[20] Официальное название: Папская архибазилика Святого Иоанна в Латеране. Одна из четырех великих папских базилик Рима. Стоит выше всех храмов мира, о чем свидетельствует надпись между порталами главного фасада: «Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». (Прим.ред.)

 

Перевела с испанского Оксана Иванова

Оригинал статьи: https://biblioteca.acropolis.org/el-eterno-misterio-los-templarios/

You have no rights to post comments