Много женских имен стали знаменитыми. Одни из них обозначают целые эпохи, другие нашли свое место в истории благодаря подвигам и достоинствам их обладательниц. Но есть и имена-загадки, имена-вдохновение, символизирующие для нас нечто прекрасное, неповторимое. Среди них - имя Семирамиды.
"Висячие сады Семирамиды" - одно из чудес света, о котором, к сожалению, осталось очень немного сведений. Это свидетельства девних греков: Диодора Сицилийского, Страбона и Геродота. Но даже они иногда противоречат друг другу. Возможно, висячих садов было несколько, но основными считаются сады при Южном дворце царя Вавилона Навуходоносора II, построенные более чем 2,5 тысячи лет назад на берегу Евфрата.
Кто же такая Семирамида и почему в ее честь названо одно из чудес света? Оказывается, история создания садов не связана с ней самой: они были построены спустя два века после ее смерти.
Семирамида или Шаамуромат (Саамуромат) - это имя вавилоно-ассирийской царицы, которая после смерти своего мужа, Адобенира VI (VIII век до н.э.), правила страной от имени маленького сына. В народе ее очень любили и почитали. Она была удачливой царицей, с ее именем связано проведение ирригационных систем, строительство искусственных каналов, прудов и других сооружений, озеленение улиц.
Относительно значения слова "семирамида", мнения ученых расходятся. Самые распространенные версии - "голубка" и "госпожа дворца".
О Семирамиде сложено множество легенд. Но, как водится, много у нее было и завистников, и врагов. Однажды обманным путем они перекрыли течение речек и затопили дворец. Шаамуромат и ее служанки пытались спастись на вершине зиккурата, и, не захотев сдаваться, погибли. Легенды же рассказывают, что в последнюю минуту царица превратилась в голубку. Ее имя долго жило в памяти людей. Помимо висячих садов, им были названы и другие сооружения.
Создание же самих садов связано с одной историей любви и начинается в 614 году до н.э., когда молодой царевич Вавилона Навуходоносор сочетается браком с лидийской принцессой Амиитис (Киаксара, Никотриса).
По словам вавилонского историка Бэлрушу (III век до н.э.), "Навуходоносор приказал соорудить около своего дворца каменное возвышение, с виду очень похожее на горы, обсадил их всевозможными деревьями и устроил так называемые "висячие сады", из-за желания своей жены иметь что-то подобное тому, что она привыкла видеть на родине". Двуречье, как и Египет, было жарким и сухим местом, не отличающимся разнообразием растений. Вот и затосковала Амиитис по горам, лугам и речкам родной Мидии.
Но что же это были за чудо-сады, воплотившие силу любви и имевшие честь называться священным именем Семирамиды? Они представляли собой четырехэтажную постройку. Каждая терраса по форме напоминала неправильный четырехугольник с длиной большей стороны 42 м и шириной 5 м. Площадь, занимаемая садами, составляла 15 га. Террасы соединялись лестницами из белого и розового мрамора. Мощные столбы и своды поддерживали большие каменные плиты, которые были залиты свинцом, выложены пропитанным смолой тростником и двойным рядом кирпичей, скрепленных известью. Кирпичи были покрыты толстым слоем земли, в которую и сажались растения. По террасам сбегали во множестве ручейки и водопады и, образуя каскады, впадали в искусственное озеро у подножия. Деревья, кустарники и лианы, обвивающие колонны, стояли сплошной стеной, так что внутри галерей можно было остаться незамеченным.
Там находились прекрасные гроты, украшенные цветным камнем, фресками, статуями. Несущие колонны террас были пустотелыми, и в них росли деревья. Растения, которые высаживались на террасах, привозились воинами Навуходоносора со всего света. Они наполняли воздух тонким ароматом и изумляли яркими сказочными цветами.
Четыре террасы, каждая из которых представляла собой отдельную композицию, вместе составляли единый ансамбль. Интересно, что растения высаживали так, как они растут в естественных условиях: растения низменностей - на нижних, высокогорные - на верхних террасах.
Особой популярностью пользовались два нижних яруса. Они были пышно украшены золотыми статуями богов, крылатых львов и клетками с диковинными птицами. Все вокруг блестело и переливалось. Иногда по ночам сады освещались огнями факелов - это гулял царь со свитой.
А Амиитис любила вершины садов, где не было ни статуй, ни птиц, ни экзотических цветов, зато были растения, привезенные из лесов и лугов родной Мидии, так согревающие ее сердце.
О высоте этого грандиозного сооружения до сих пор нет единого мнения. Одни источники говорят о 25-30 метрах, другие считают, что они были с Вавилонскую башню (около 100 м), возвышались над городом и были видны отовсюду. Сады эти, в которые привозили растения из разных мест, можно считать прообразами современных ботанических садов.
Висячие сады Семирамиды связаны с еще одним знаменитым именем - Александра Македонского, последние дни которого проходили в Вавилоне. Будучи при смерти, изнывая не только от боли, но и от зноя и пыли, он вспомнил о спасительной свежести и прохладе садов Семирамиды и попросил перенести его туда. Сады стали его последним пристанищем, принесли облегчение и покой.
Многих вдохновляло это чудо, не только давая силу воображению, но и побуждая к конкретным действиям. Были попытки воссоздать висячие сады, но в большинстве случаев эти «творения» больше напоминали многоярусный пирог. Однако были и удачи - например, зимние висячие сады в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Время идет. Старые города разрушаются, строятся новые. Люди рождаются и умирают. Но подлинные имена остаются. Они присоединяются к великой сокровищнице вечных ценностей и становятся символом Прекрасного, которое, несмотря на проходящее время, по-прежнему притягивает, вдохновляет на новые дела, совершающиеся во имя Любви и Красоты.