Как часто мы проходим мимо интереснейших вещей, не замечая их только потому, что давно привыкли к их существованию в нашей жизни и не ожидаем от них ничего удивительного. Вот, например, деньги - предмет на первый взгляд совершенно прозаический. Но так ли это?
Передо мной на столе лежит потемневший от времени медный кружок диаметром почти два сантиметра, на одной стороне которого выбит двуглавый орел, а на другой - надпись “полушка” и год - 1734. Эту монету я купил в тот момент, когда зашел в тупик в поисках материалов по истории Кадашевского Монетного Двора (был такой в Замоскворечье в XVIII веке) и казалось, что ничего нового и интересного здесь меня уже не ожидает. Монета совершила маленькое чудо: словно волшебный ключ, она открыла для меня дверь в неведомый до той поры мир. Ко мне в руки стали попадать многочисленные книги и статьи с увлекательными рассказами, исследованиями, оригинальными теориями, так или иначе связанными с историей денежного обращения на Руси. Так родилось это маленькое путешествие в мир русских монет.
 


Из истории известно, что наши предки, подобно многим народам мира, изначально пользовались в торговле натуральным обменом. Наиболее процветающим промыслом на Руси многие века была охота на пушного зверя. Это и определило характер первых русских денег. За 20 кун, т. е. куньих шкур, давали гривну серебра, а за 20 векш, т. е.  беличьих шкур, - одну куну . Таким образом, за гривну серебра давали 400 белок. Неудобство перевозки на торг большого количества шкур привело к тому, что стали отрезать “беличьи лобки” и “куньи мордки”, которые являлись подобием денежных знаков и служили подтверждением того, что у хозяина имеется столько же шкурок. Вскоре на лобки и мордки  стали ставить казенный штемпель, а позже и вовсе заменили кожаные деньги металлическими бляхами, сохранившими свои прежние названия: мордки, куны, векши.
Надо сказать, что по поводу устройства денежной системы в Древней Руси существуют самые разные теории. Приведенные выше факты взяты из книги замечательного знатока Москвы, писателя и краеведа Ивана Кузьмича Кондратьева (1870-1904) “ Седая старина Москвы”. С той поры, когда была написана эта книга, взгляды ученых на историю русских денег  менялись неоднократно. В рамках одной статьи отследить их все невозможно, так что любознательным и упорным представляется возможность проявить себя.
Особенно много разногласий и острых споров породила гривна. Она известна с момента образования Руси. По мнению Владимира Ивановича Даля, так называли золотые и серебряные украшения в виде ладанки или медальона, который носили на цепи, а также крупные серебряные монеты русских князей. Гривна представляла собой пруток серебра; а вот о ее размерах и весе существует много противоречивых данных. Но, в любом случае, гривна была большим богатством. Чтобы получить более мелкие деньги, русские торговцы разрубали гривну на четыре части, и эту новую монету стали называть рублем , от глагола “рубить”.
Когда в Москве начали чеканить собственные монеты, их называли деньга от татарского слова “тенга”, которое означало “подпись”, “знак”. На всех монетах, как удельных, так и великих князей, номинал не обозначался и год тоже не ставился. Надписи делались славянскими и татарскими буквами. На деньге князя Василия Темного (1415-1462) была выбита надпись: “Оставьте безумие и живы будете”. Согласитесь, хорошее напоминание всем, кто брал монету с нечистой совестью. Кроме надписи на монетах чеканили фигуры людей, зверей, птиц, растения. Наиболее частым изображением был всадник с копьем, или “копейщик”, - отсюда и произошли позже копейки (1 копейка = 2 деньги). Вот как об этом повествует летопись: “...князь великий Иван Васильевич учинил знамя на денгах: князь великий на коне, а имея копие в руце и оттоле прозваша денги копейныя”. Иван III (1440-1505) ввел мелкие монеты с надписью “пул” и “пуло”, от которых получили название полушки - самые мелкие российские деньги, равные 1/4 копейки. От еще одного татарского слова “алты” - “шесть” - получил название алтын: по цене он равнялся шести деньгам или трем копейкам, а 33 алтына и две деньги составляли один рубль.
Что же можно было купить на эти деньги в древней Москве? Вот некоторые цены на товары в XVII веке, взятые из очерка Н.М. Молевой “Хождение за четыре века”. Совсем не дешевыми были продукты питания: тысяча огурцов стоила 9,5 алтын или 28,5 копеек, кадь соленых огурцов - 30 копеек, чан квашеной капусты - 60. Дорого стоили даже дары природы: ведро рыжиков - 9 алтын (27 копеек), кузов малины и того больше - 11 алтын. Русскую лошадь можно было купить за два-три рубля, татарская стоила уже до 20 рублей, турецкая - от 50 до 100, а породистый английский скакун мог обойтись своему владельцу аж в 300 рублей, купить такого могли только самые знатные и богатые люди. Ценились в Москве и строительные материалы. Кирпич обходился в 20 копеек за сотню, трехсаженное бревно могло стоить 13 копеек, за одну половую доску приходилось платить 25 копеек; особенно дорогими были скобяные изделия: гвозди - два алтына две деньги (7 копеек) за 16 штук, дверной замок - алтын, ключ - четыре деньги. Понятно, почему мастера предпочитали обходиться при строительстве без гвоздей... Весь дом мог стать хозяину в кругленькую сумму - 15 рублей. Для сравнения надо сказать, что плотник зарабатывал в день три копейки, а печник - четыре. Так что основой семейного благополучия были трудолюбие и бережливость: “копейка рубль бережет” (англичанин сказал бы: “Береги пенсы, а фунт сам о себе побеспокоится”, а у французов есть такая пословица: “Экю разменянное - экю съеденное”).
Копейки, рубли, гривны, алтыны - с этим еще можно как-то разобраться. Но причем же здесь Юнона? Почему имя ее оказалось в заглавии статьи? А вот почему...
280 год до н.э. Для Рима настали тяжелые времена. Гонец принес печальное известие: доблестные римские войска разбиты под Гераклеей армией царя Пирра. Смущенные военными неудачами римские граждане обратили свои взоры к могущественной богине Юноне, супруге Юпитера. И прежде в трудные моменты жизни государственные мужи Рима шли за советом к ее оракулам, ведь одним из имен богини было Юнона Монета, т. е. Юнона Советница. Как вернуть удачу Риму? Где взять денег на разорительную войну? И на сей раз всеведущая Юнона через своих жриц обнадежила римлян: удача придет, средства найдутся, только нужно, чтобы Рим вел войну справедливо и угодными богам способами. Предсказание сбылось, и благодарные римляне перенесли мастерские, где чеканили деньги, на Капитолийский холм, ближе к храму Юноны, навсегда связав таким образом название металлических денег с именем богини - Монета. В русском языке слово “монета” впервые появилось в императорской России. Введено оно было Петром I вместе со многими другими новшествами в финансовой сфере.
Петр упорядочил русские финансы, приказав вести счет денег на рубли и копейки. Задуманные реформы - создание русского флота, постройка новой столицы - требовали много денег. Чтобы решить эту проблему, Петр открывает новые монетные дворы, на которых в больших количествах чеканятся медные пятаки, копейки, полушки. При этом из пуда меди чеканят сначала 10, затем 20, а скоро и 40 рублей медных денег. И это при реальной цене меди 8 рублей за пуд. Вот было раздолье фальшивомонетчикам - 32 рубля чистой прибыли с пуда! Бытует версия, что из-за нехватки в стране меди для чеканки денег использовалась даже бронза конфискованных церковных колоколов. Обеспокоенный обилием фальшивых денег в государстве, незадолго до смерти Петр выпустил пробный медный рубль - квадратную монету 19x19 см весом в 1,6 кг. Представляете себе, каково было бы носить с собой такие монеты? Но это не предел. Послужившая Петру образцом для чеканки этого рубля медная шведская монета достоинством в 10 талеров весила 19,7 кг!

Очередные новшества в денежном обращении России  связаны с именем императора Павла I. За этим человеком в нашей истории упорно сохраняется слава недалекого, жестокого правителя. Но в таком случае как расценивать тот факт, что на монетах, отчеканенных в его правления, была выбита надпись: “Не намъ, не намъ, а Имяни Твоему”? Девиз средневекового ордена тамплиеров на монетах “безумного тирана”?! Попробуем в этом разобраться. Геннадий Оболенский  начинает свою книгу об императоре словами Пушкина, назвавшего его “романтическим императором”, “врагом коварства и невежд”. Лев Толстой считал, что “у Павла I был благородный, рыцарский характер”. А проницательный Наполеон Бонапарт назвал его “российским Дон-Кихотом - благородным рыцарем печального образа”. Воспитатели Павла сумели не только дать ему обширные знания в различных науках, но и привить любовь к родной стране, своему народу, научить уважать человеческое достоинство. В планах императора была идея создания в России нового сословия - рыцарского корпуса.
Желая упрочить авторитет России в Европе, Павел принимает под свою защиту Мальтийский Орден и становится его магистром. С той же целью он проводит в стране ряд реформ, в том числе и в финансовой сфере.
Суть денежной реформы Павла состояла в том, чтобы сделать российский рубль обращаемым (или, как мы сказали бы сейчас, конвертируемым) в Европе. С этой целью он начал чеканить новые монеты - ефимки, “внутренним достоинством” (т. е. ценой содержащегося в монете серебра) соответствующие монетам западноевропейских стран. Слово “ефимка” произошло путем искажения в русском языке первой части названия одной из европейских монет - “иоахимс-талер” (кстати, вторая часть этого слова, сходным образом изменившись под влиянием американского произношения, из талера превратилась в доллар).
Идеям Павла не дано было осуществиться. Жизнь императора-рыцаря была оборвана.  Потомкам остались красивые мечты... и необычные монеты.
*****
Историю можно изучать разными способами: по толстым учебникам, по хронологическим таблицам... Но, согласитесь, ничто не расскажет о прошлом так глубоко и образно, как развалины древнего замка, заржавевший от времени кованый гвоздь, старый бабушкин самовар или монета, попавшая к нам волей судьбы. Старые вещи имеют необычайную притягательную силу. Они хранят тепло человеческих рук, создавших их в те времена, когда мир не знал еще конвейеров и автоматов. Они несут в себе память, они - наша живая история... Старым вещам есть что рассказать нам о нас самих. Веками они хранили свои тайны для тех, кто захочет их разгадать. Придется ли им ждать еще века?

You have no rights to post comments