Порой я спрашиваю себя: а что там, наверху? Быть может, там живет тот, кто выше нас по развитию? Или ниже? Или равен нам? Звездное небо… Оно вдохновляет, притягивает и наводит на размышления. Когда думаю о его бесчисленных обитателях, то на время удается «приподняться» над некоторыми проблемами сегодняшнего дня, воспринимать их чуть менее болезненно и более спокойно.
Ведь помимо нашей планеты есть другие. И есть звезды, каждая из которых на своем месте. В книге испанского философа Делии Гусман «Игры Майи» есть удивительная глава, которая так и называется: «Звёзды». В ней автор пишет:
...Возможно, что для нас Земля и огромна, но что значит эта пылинка в форме планеты среди окружающей нас бесконечности? Необходимо научиться занимать свое место и понимать свою истинную величину, ведь только тогда мы можем начать расти.
Прочитав эти строки, я задумался — а как этому научиться? Как мне понять, какое место занимаю в мире? Какая у меня величина? Трудно ответить на эти вопросы, если не задать еще один — а кто я? На улице, на работе, дома? Формы разные...
А что по сути? На мой взгляд, есть одно понятие, которое может объединить все перечисленное, а быть может, связать человека со всей Вселенной. Некоторые традиции говорят, что звезды — это ученики, имеющие учителей. Древнеегипетские мифы, например, рассказывают, что учитель Солнца — это звезда Сириус. И в то же время, Земля — ученик Солнца, которое является учителем для всей нашей Солнечной системы.
Мне кажется, именно ученичество дает эту связь. Связь меня с чем-то большим, чем я сам. И важным является вопрос: а как ученик — я какой? Чему учусь, у кого и как? Меняюсь ли в лучшую сторону на работе, дома, вообще по жизни? Особая тяга учиться, которая всегда присутствует в детстве, со временем может притупляться. Учителя? Забываются. Связь? Теряется. Сверка? Не требуется. Но душа иногда дает понять, что по этому очень тоскует… Как и по глубокому таинственному желанию узнать — а что там, наверху?