Всем нам свойственно стремиться к знанию. Считается, что познание может сделать человека образованным, успешным, счастливым. Обладать знанием и уметь им пользоваться — одна из добродетелей. Но, оказывается, знание знанию рознь, и одним и тем же словом мы можем неосознанно называть разные, порой даже противоположные вещи.

Все дело в том, что сам термин «знание» пришел к нам из Греции, из древнегреческого языка, в котором не было одного-единственного слова для обозначения этого понятия. Знание и процесс познания выражались более чем десятью различными терминами, раскрывающими разные грани и нюансы этого без сомнения важного процесса.

  

Гнозис (γνώση)

Гнозис — это прямое знание, основанное на непосредственном контакте с источником. Изначально это слово служило для обозначения истинности, подлинности знания и авторитетности источника. Примером такого знания могут служить, например, откровения Плотина или знания, полученные от Учителя. Ключевое отличие гнозиса — однозначная и очевидная связь с источником знания.

Впоследствии, благодаря гностикам, этот термин приобрел еще значение осознания, личного знания, откровения, происходящего при контакте с источником. В этом аспекте гнозис не передается, он может возникнуть, произойти у познающего, когда он устанавливает связь с источником.

Ложное учение отвергается Мудрым и рассеивается по ветру Благим Законом. Его колесо оборачивается одинаково и для смиренных, и для гордых. «Учение Ока» – для толпы; «Учение Сердца» – для избранных. Первые в гордости своей громко говорят: «смотрите, я знаю», последние, смиренно собиравшие житницу, исповедуют в тишине: «так сказано мне».
Е. П. Блаватская, «Голос Безмолвия»
   

Докса (δόξα)

Докса — это общепринятое мнение, не имеющее авторитетного источника. Сам термин происходит от глагола dokein (δοκεῖν), означающего «казаться, думать, принимать». Докса — это то, что всем кажется истинным. Именно «кажется»: об истинности этого мнения нет желания или возможности задумываться, ведь это мнение и так разделяет подавляющее большинство людей.

Современным примером доксы могут быть толерантность и демократия, воспринимаемые как абсолютные ценности. Ценностями они, несомненно, являются, но в определенных пределах. Например, толерантность неприменима к террористам и преступникам, а мнение большинства в какой-либо группе далеко не всегда полезно самой группе (что будет, если ученики в школе станут голосованием выбирать учителей и предметы?).

Поэтому Платон последовательно выступал против доксы, считая ее лишь мнением, промежуточным этапом между незнанием и знанием. А Парменид считал доксу призрачным представлением, не способным вызывать доверия. Мы же сегодня привыкли доверять мнению большинства, считая его достоверным лишь по «количественному» признаку: все так думают, значит, это правильно. Оказывается, не всегда.

Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.
Индийская мудрость
  

Эпистема (επιστημ)

Эпистема представляет собой тот род знания, который каждый может самостоятельно проверить на опыте. Термин происходит от древнегреческого глагола epístamai (ἐπῐ́στᾰμαι), означающего «знать, понимать, быть знакомым». Эпистема — это не всё знание, а та его часть, которая может быть проверена каждым. В данном случае источник, его авторитетность, связь с источником не имеют значения.

Именно эпистема, «проверяемое» знание стало синонимом знания научного, проверяемого в экспериментах. Эпистема, как и докса, опирается на чувственное познание, но не является чьим-то конкретным мнением, а имеет свойство всеобщности и может быть верифицировано.

Примером такого знания могут быть многочисленные экспериментальные подтверждения теоретических расчетов в той или иной науке: открытие новых элементов или новых небесных тел и т. п.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
М. В. Ломоносов
Опыт не ошибается. Лишь ваши суждения ошибочны, когда вы ожидаете от него то, что не в его власти.
Леонардо да Винчи
 
  

Матема (μαθημα)

Матема — это вид знания, аналогичный эпистеме, то есть проверяемый, но без обращения к опыту. Это логическая аргументация, доказательство. Например, у нас нет необходимости постоянно проверять справедливость теоремы Пифагора о равенстве квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов в прямоугольном треугольнике. Мы можем это логически, математически доказать. Этот вид знания и лег в основу математики как науки.

Но умение получать «математическое» знание характерно не только для самой математики. Оно применимо для любой сферы знания и лежит в основе навыков аргументации и умения вести диалог. То есть рассуждать, опираясь на предыдущие утверждения, а не только на свое мнение.

Если бы это было так, это бы ещё ничего. Если бы, конечно, оно так и было. Но так как это не так, так оно и не этак. Такова логика вещей.
Льюис Кэрролл
 

Догма (δόγμα)

Догма (догмат) — это вид знания, который не принято проверять опытным или логическим путем и который требует беспрекословного принятия и подчинения. По сути своей догма — это богооткровенная истина, которую человеку не пристало изменять. К числу догматов иногда относили очень авторитетные сочинения (например, учения Платона и стоиков) и приказы, исходящие от власти (например, постановления Сената в Риме).

В наше время одним из примеров догмы являются правила дорожного движения и дорожные знаки: их истинность нет нужды проверять, их указания просто необходимо выполнять.

 

Парадигма (παράδειγμα)

Дословный перевод этого слова — «шаблон». Это пример, образец, модель. Это знание впрок, на будущее, как пример для возможных аналогичных ситуаций. Модель, с помощью которой можно рассуждать.

Например, сегодня мы до сих пор еще используем парадигму ньютоновской механики, в которой объекты материального мира более реальны, чем силы (связи) между ними. И отсюда такая обособленность, самодостаточность многих людей. Но на смену ньютоновской механике пришла уже другая парадигма, квантовая, в которой связи реальнее объектов. Но мы пока не вполне ее знаем, понимаем и используем. Это модель на будущее.

Пролепсис (πρόληψη)

Иногда бывает, что ты что-то понял, а сказать не можешь. Ты ухватил истину, а выразить это, передать другим пока не в состоянии. У древних греков этот этап познания тоже назывался отдельным словом и обозначал свое рода «предварительное» знание. Знание без возможности пока выразить его словами. Это пойманная, но еще не осознанная идея. Предвидение, предвосхищение. Момент интуиции, еще не достигшей разума.

Алетейя (αλέθεια)

Алетейя — это истина разоблаченная, раскрытая. Это противоположность lethe, что буквально означает «забвение», «забвение» или «сокрытие». Это та часть знания, которая сделана открытой, доступной, очевидной для всех. Та часть Бытия, над которой приоткрыт покров тайны.

Теория (θεωρία)

Теория — это умозрительное знание. Видение без помощи глаз. Умственное созерцание. Платон считал, что причиной всех вещей и явлений чувственного мира являются эйдосы, идеи, находящиеся в умопостигаемом мире. Теория, созерцание этих идей доступно только с помощью ума.

Логос (λόγος)

Очень популярное сегодня греческое слово «логос» имело много значений: и слово, и знание, и мысль, и смысл. Но самым важным во всем этом было то, что эти слово, знание, мысль и смысл не были человеческими. Это была сфера Богов, а человеку знание как логос было недоступно. Причина в том, что логос обладает целостностью и единством, а человек ставит свой частный произвол выше общего законопорядка.

У Гераклита символом Логоса был всеобъемлющий и всепроникающий огонь

София (Σοφία)

София олицетворяет мудрость. Но это не человеческая мудрость, а божественная. Это первое доступное созерцанию явление божественной мудрости в проявленном мире. Такой мудростью нельзя обладать, но к ней можно стремиться, ее можно любить.

Любовь к мудрости порождает неуспокоенность, устремление и создает философов — «любящих мудрость», по определению Пифагора.

 
  
София — Премудрость Божия (Киевская)

***

Так что же мы в итоге знаем? И какого именно знания ищем? Спектр возможных ответов расширился. Надеюсь, нюансы греческого мышления и тонкости понимания самого процесса познания не запутают читателя, а, наоборот, помогут ему лучше осознать и направить свой собственный внутренний поиск.

P.S.

Автор выражает признательность за вдохновение и полезные знания Виктору Костецкому — автору статьи «Философия образования: лекция от первого лица».

You have no rights to post comments