Великий Леонардо наблюдал за полетом птиц, и сегодня у нас есть крылья. Карл Линей изучал биоритмы растений и создал самые красивые часы в мире. Исследования анатома Хермана фон Мейера позволили воздвигнуть символ современного Парижа — Эйфелеву башню. Инженер Жорж де Мистраль, устав освобождать свою одежду от колючек репейника, изучил их и запатентовал новый вид материала, получивший простое название  — «липучка». Технологии и материалы XXI века «пропитаны» подсмотренным у Природы. Так что же получается, Природа знает лучше?
Современная наука бионика (или биомиметика, что  означает «подражание живому») родилась в 60-е годы XX века. Это наука, которая заимствует у Природы ценные идеи и использует их в конструкциях, технологиях, материалах. Перешагнув в новое тысячелетие, ученые продолжают всматриваться в Природу.


Учась у Природы, мы достигли выдающихся результатов, и нам есть чем похвастаться. Но в этом стремлении делать всё лучше и лучше и иметь всё больше и больше мы забыли о некоторых законах, которые Природа соблюдает, а мы — нет.
В то время, когда Эйфель создавал свою башню, появился труд немецкого философа Эрнста Каппы «Принципы философии техники», в основе которой лежит идея «органопроекции». Каппа предполагал, что человек во всех своих технических конструкциях воспроизводит собственный организм. Идея «органопроекции» Каппы спровоцировала бурную дискуссию среди ученых-естественников и философов и приобрела как сторонников, так и противников. Чем является техника для человека? По представлению Каппы, она продолжает наше тело, и все технические устройства должны быть уподоблены естественно выросшим человеческим органам. Но каждый из органов имеет свою функцию, которая связана с работой организма в целом, поэтому разумно изучать не отдельные механизмы, а весь организм, причем в развитии.
Современный специалист в области биомимикрии Джанин Бенюс на одной из своих лекций напомнила слушателям, что мы живем в гениальной Вселенной, и чтобы это подтвердить, предложила организовать весну. Да-да, весну, которую мы каждый год ждем с таким нетерпением. Весну, в которой все тщательно распланировано по времени, в которой жизнь выстроена строго по приоритетам: что, зачем и когда. Конечно, это была шутка, которая помогла Джанин напомнить, что, если мы и не можем, то природа делает это, причем в совершенстве и уже миллиарды лет.
Вселенная — это совокупность всего, что есть в Природе, включая и самого человека. Понятие «Вселенная» («Универсум») означает «направленное к единой цели». Поэтому все приспособления, которые мы у Природы подсматриваем, подчинены этому единому движению вселенского организма. Вот только вопрос: движению куда? Можно ли найти на него ответ, углубляясь в конкретные механизмы? Да, мы становимся осведомленными, становимся специалистами, но в очень узкой области, и это удаляет нас от смысла, который кроется за механизмами. У нас воспитывается такой взгляд на Природу, который несколько отстранен от самой Природы. Как это ни печально, но, наращивая мощную научную и технологическую базу, мы наращиваем и экологические проблемы. Синтезировав 350 видов пластмассы, мы накопили горы и острова пластикового мусора, в то время как Природа пользуется только пятью видами и не создает отходов. Сегодня мы говорим о CO2-проблеме как об антропогенной катастрофе, вызванной накоплением в атмосфере этого газа. Рост CO2 может привезти к увеличению температуры планеты на несколько градусов уже в ближайшие десятилетия и разрушению биосферы. Природа не создает проблемы, производя СО2. Кораллы и моллюски, у которых есть панцири, используют СО2 как строительный материал.
Мы, дойдя до наноразмеров, создаем наноматериалы с заданными свойствами, не задумываясь о том, насколько безопасными они могут быть для всего остального. Как работает клетка? Если определяется какая-то «вредная» для нее частица, то тут же синтезируется белок, который ее связывает (нейтрализует).
Недавние наблюдения за полетом стаи ибисов удивили ученых не тем, как устроен клин с точки зрения аэродинамики. Мы уже знали, что птичий клин разумно организован: птица, летящая первой, испытывает самое большое давление воздушных потоков, и поэтому птицы периодически сменяют друг друга. Ученых удивила точность, с которой птицы соблюдали время «пересменки». Никто из ибисов не отлынивал от трудной работы. Природа — это кооперация. Это работа команды для достижения общей цели.
Сегодня, чтобы максимально снизить потребление электроэнергии в часы пик, мы разрабатываем проекты «умных домов», в которых бытовые приборы поддерживают связь между собой, как в большом организме. И делаем это, используя «технологию роя» у пчел, которые все время «на связи» друг с другом, когда ищут пищу. Природа — это жизнь во взаимосвязи.
Если мы соберем воедино все наши знания о Природе, то будем вынуждены признать, что в ней все вещи — от наноразмеров до размеров галактик — рассчитаны со сверхчеловеческой точностью. Что она существует благодаря функциональной экологии, основанной на мудрых законах, и что в человеке заложена возможность и потребность познавать ее, а следовательно, и самого себя как часть Природы. Какие же вопросы задавать Природе, чтобы открывались не только ее механизмы, а сама жизнь? Чтобы нам самим жить, как живет все живое: разумно, грациозно и долго? Один из ответов подсказал римский император Марк Аврелий: «Что улью не полезно, то пчеле не на пользу». Великий изобретатель Никола Тесла, глубоко убежденный в том, что действие даже самого крохотного существа приводит к изменениям во всей вселенной, уничтожил свою уникальную лабораторию, когда понял, что открытые им эффекты могут принести вред человечеству. Далай-лама XIV говорит о Природе с глубоким уважением: «Если наша планета для нас дом, то мы должны позаботиться о нем и в стремлении  к собственному счастью помнить, что мы не просто связаны с Природой, а взаимозависимы. И мы сможем достичь счастья только тогда, когда не будет страдать ни одно живое существо».


Дополнительно:


Паутина и кевлар
Еще за 400 лет до нашей эры Демокрит говорил о том, что надо учиться у Природы, еще три тысячи лет назад китайцы пытались перенять у насекомых способ изготовления шелка. В XX веке удалось изготовить пряжу из полимерного волокна по тому же принципу, по которому паук плетет свою паутину, — выдавливая тонкие нити из раствора полимера. В результате был «сплетен» материал кевлар, который, к тому же, оказался прочнее стали. Сейчас он применяется практически везде: из него делают тросы, кузова автомобилей и катеров, паруса, фюзеляжи самолетов и детали космических кораблей, пуленепробиваемые жилеты для полиции и костюмы пожарных.

Паутина


Морская губка и телекоммуникации
Недавно разработчики Bell Labs, крупного исследовательского центра в телекоммуникациях, активно изучали глубоководных морских губок (Euplectellas). Ученые обнаружили, что в телах губок присутствует высококачественное оптоволокно, которое по свойствам очень близко к самым современным образцам волокон, используемых в телекоммуникационных сетях. По некоторым параметрам природное оптоволокно оказалось лучше искусственного: оно более устойчиво к механическим воздействиям, особенно при разрыве и изгибе, и может завязываться в узел, не теряя своих оптических свойств, чего не умеет оптоволокно, созданное человеком.


Морские губки класса  Euplectellas


Тело человека — эталон для инженеров
То, что человеческая кость в конце XIX века вдохновила Гюстава Эйфеля и его коллег на создание знаменитой парижской башни, является фактом неоспоримым. За несколько десятков лет до этого швейцарский профессор Герман фон Майер изучал структуру головки бедренной кости, которая изгибается и входит в сустав. Как же она не ломается под тяжестью тела? Он обратил внимание, что кость покрыта сетью миниатюрных косточек со строгой геометрической структурой, которая и перераспределяет нагрузку. Чуть позже швейцарский инженер Карл Кульман объяснил строение бедренной кости с точки зрения механики, и уже всем этим воспользовался Густав Эйфель.
В России Эйфелева башня имела своих «сестер» — многочисленные арочные конструкции инженера Владимира Шухова, который начинал свое обучение как медик и был хорошо знаком с устройством человеческого тела.


Башня Шухова


Репейник и липучка
Швейцарский инженер Жорж де Мистраль привык после прогулки с собакой выбирать из ее шерсти головки репейника. Однажды он рассмотрел их под микроскопом и увидел крохотные крючки, с помощью которых головки и цеплялись за шерсть. Так у де Мистраля появилась идея застежки — мы ее сегодня называем «липучка». На реализацию этой идеи у инженера ушли годы проб и ошибок, но в результате изобретатель понял, что липучки лучше всего делать из нейлона. В 1955 году де Мистраль смог наконец запатентовать свое изобретение. Первыми текстильные застежки начали использовать космонавты, аквалангисты и горнолыжники. Со временем липучки получили широкое распространение, став обычной деталью повседневной одежды и обуви.

Липучка под микроскопом


Перо и молния
Каждый из нас наверняка носит какие-то вещи, в которых есть застежка-молния. Соединять две стороны ленты именно таким образом тоже подсказала Природа. В детстве все любят рассматривать перья птиц. Они красивы, но они еще и устроены особым образом: перо можно не только разделить на тонкие части, но и легко восстановить из этих частей, если прижать их друг к ругу. Получается, что перо можно «расстегивать» и «застегивать».


Перо птицы


Сова летает тихо
Сегодня мы знаем о беззвучном полете сов очень много. Ученые обнаружили три разновидности перьевого покрова крыла совы. У каждого из них своя задача в уменьшении шума при полете.
Мы пристально изучили их крылья и пытаемся использовать «технологию тихого полета» для уменьшения шума двигателей самолетов, ветряных турбин и подводных лодок.


Крыло совы


Крылья стрекозы
В свое время авиация столкнулась с таким явлением, как флаттер, — дрожанием крыла самолета, когда он достигает некоторой критической скорости. Флаттер на практике приводил к разрушению самолета прямо в воздухе. Напряженные поиски привели ученых и конструкторов к решению утяжелить концы крыльев, что означало корректировку центра тяжести самолета, и флаттер был побежден. И только потом было обнаружено, что легкие крылья стрекозы также утяжелены на краях.


Крылья стрекозы


Непромокаемый лотос
Изучая листья лотоса, настурции и крылья бабочек, мы поняли, какими должны быть материалы, чтобы отталкивать воду. Оказывается, что они не намокают, потому что их поверхности подобны зубцам расчески. На них капли воды буквально разбиваются и отскакивают, проводя большую часть времени в воздухе. С каждым новым падением капли становятся все меньше и меньше и легко испаряются, оставляя листья и крылья сухими. При этом все эти природные поверхности самоочищаются, так как капли воды уносят с собой и мельчайшие частички пыли. Этот механизм «дробления» капелек воды используется при создании материалов, которыми покрывают двигатели самолетов, чтобы избежать его обледенения во время полета: нет воды — при понижении температуры не будет льда.


Капли воды на листьях лотоса


Гекконов клей
Маленький геккон может бегать по вертикальным поверхностям и даже по потолку благодаря молекулярному взаимодействию между волосками на конце своих лапок и поверхностями. Это помогло ученым создать «гекконов» клей — многоразовую липкую ленту, которая при движении в одном направлении прилипает, а в другом — отклеивается.
Лапки геккона содержат сотни клапанообразных ребер, на которых находятся миллионы щетинок в 10 раз тоньше человеческого волоса. Эти нити настолько крошечные (несколько сотен нанометров), что взаимодействуют с молекулами поверхности. В результате геккон может висеть на одной лапке, прижав ее, например, к стеклу, а затем легко ее отсоединить. Причем лапки держат, только если их тянуть в одну сторону, если же в другую — геконны легко освобождаются от стекла. «Такой вот односторонний клей», — шутят ученые.


Лапки геккона


Экостиль — умный стиль
Популярный сегодня экостиль — любимое дитя дизайнеров и архитекторов. Для создания в домах естественной вентиляции изучаются муравейники, где вентиляция работает по законам газовой динамики. С подветренной стороны муравейника создается   разрежение, которое отсасывает отработанный воздух из внутренних помещений. А воздухозаборные отверстия у основания муравейника втягивают свежий воздух. Недавно в Берлине был построен многоэтажный дом с «муравейниковой» вентиляцией. Сам автор проекта Дитер Зеегерс признается, что для своего экопроекта, в котором учитывались естественные потоки внешнего воздуха, он использовал сложную систему вентиляционных заслонок, управляемых компьютером.

Муравейник в разрезе


Польза длинных носов
Один инженер, будучи большим любителем птиц, заметил, что они, ныряя за рыбой, не производят брызг и беззвучно проходят через границу двух сред (воздуха и воды). И предложил удлинить «носы» нашим поездам. В результате возросла скорость,  уменьшились затраты на электричество и поезда стали двигаться тише.

Скоростной поезд

You have no rights to post comments