Слово «гармония» стало сегодня настолько популярным, что постепенно утрачивает свой смысл и все больше становится синонимом слова «комфорт». В результате гармония понимается как уход от всего, что раздражает, мешает, вызывает напряжение. В итоге, разумеется, мы получаем комфорт, но не всегда достигаем гармонии. Почему?
Все дело в чуть более глубоком понимании природы вещей. Что такое по своей сути гармония? Где и как она встречается в природе и в каком случае может возникнуть в нашей жизни?
Разговор о гармонии обычно заходит в том случае, если что-то не так. Когда все хорошо, гармония нам особо-то и не требуется. Но вот кто-то слишком много раздражается, и ему говорят, что надо себя сдерживать, чтобы быть более гармоничной личностью. Или вот кто-то слишком много ленится, и ему советуют для гармонии, для целостности чуть больше жизненной активности.
В целом о гармонии мы начинаем говорить, когда какой-то элемент нашей жизни становится слишком выдающимся (как гнев или лень в предыдущих примерах), и мы стремимся от него избавиться, стремимся его устранить, убрать. Хотим удалить препятствие, чтобы «вернуть утраченную гармонию». И саму гармонию в этом случае мы понимаем как отсутствие ненужного напряжения, как расслабление, покой и, следовательно, комфорт.
Это не совсем так.
В индийской философии есть учение о трех гунах, о трех изначальных свойствах материальной природы, порождающих многообразие всех остальных ее проявлений.
Три гуны: Раджас, Тамас и Саттва
За гармонию и мудрость отвечает Саттва, но любопытно, что эта гуна рождается не сама по себе, а как результат противостояния и взаимодействия Раджаса и Тамаса:
Три гуны — это, в определенном ключе, три качества материи. Их имена — Раджас, Тамас и Саттва: активность (Раджас), инерция (Тамас) и равновесие (Саттва). Любое равновесие рождается из противостояния, и чем сильнее противостояние, тем крепче равновесие. Рассмотрим какой-нибудь пример. Если у вас есть весы, на обеих чашах которых стоят гири весом в килограмм, тогда, скорее всего, любое прикосновение их поколеблет. Но если на чашах ваших весов, пусть даже точных, лежит по несколько тонн груза, то, несмотря на точность весов, материя будет оказывать сопротивление, и нарушить равновесие в этом случае будет труднее.
(Х. А. Ливрага, «Сокровенный смысл жизни. Том 4»
Равновесие аптекарских весов
Таким образом, гармония и равновесие рождаются не из покоя и комфорта, а из сильного противостояния Раджаса и Тамаса, активности и инертности внутри нас. Когда мы чувствуем эту борьбу, когда есть это внутреннее напряжение, только тогда мы становимся подобны хорошо натянутой струне и получаем способность гармонично звучать. Ослабленная струна не способна издавать звук.