Звук, издаваемый колоколом, обладает поистине чудесной силой. Ощущения у человека, которые вызывает колокольный звон, необычны и не соизмеримы ни с чем, к чему мы привыкли, — не случайно колокол называют «звонкой иконой» и «молитвой в бронзе».
Первые колокольчики датируются XXII–XXI веками до нашей эры, и родиной их принято считать Китай. На Руси же колокола появились вскоре после принятия христианства. Издревле к ним относились как к живым: давали имена, за неугодный звон наказывали перед народом — били батогами, отрубали ухо, вырывали язык и отправляли в ссылку. И не было большего наказания для побежденного города, чем лишение колоколов. Существует множество легенд и преданий, повествующих о том, как колокола начинали сами гудеть, предвещая войну, голод, или замолкали, попав в неволю.
Первые колокола были привозными и ценились очень дорого. А в ХII–XIII веках литьем колоколов занялись белорусы. Своими мастерскими славились Несвиж, Вильно, Могилев. Был большой колокольный завод в Минске. Люди охотно давали деньги на производство колоколов.
Колокола ассоциируются с божественным; их звук символизирует творческую силу, их форма — символ женского начала и небесного свода. На протяжении веков люди верили, что колокольный звон обладает магической и божественной силой. Древние египтяне, ассирийцы, вавилоняне, перуанцы и индусы использовали колокола в различных религиозных обрядах. Колокола продолжают играть важную роль в индуизме и разных школах буддизма. В африканских религиях колокола и танцы используются для того, чтобы вызывать богов. Шаманы издавна пользовались в своих ритуалах волшебными колокольчиками, чтобы отгонять злых духов. В средние века полагали, что колокольный звон очищает воздух от болезни, так что некоторые доктора прописывали его. По поверьям, феи носили колокольчики на своих одеждах.
Начиная с V века н.э. колокола вошли во многие христианские обряды и верования. Церковные колокола обрели особую магическую силу, способную бороться со злом и прогонять нечистых духов. Церковные колокола крестили, называли именами святых, а в некоторых случаях им даже приписывались человеческие черты. Рассказывали, что некоторые колокола могли говорить, звонить сами по себе и истекать кровью, если их община подвергалась нападению.
В Западной Европе в церковные колокола нередко звонили во время грозы — чтобы отвести гром и молнию и предохранить всех слышащих звон от материальной и духовной угрозы. «Повсюду, где слышен звук сего колокола, — говорится в одном благословении VIII века, — да удалятся враждебные силы, также и тень призраков, налет вихря, удар молнии, падение грома, разрушения бури и всякие духи ураганов» (Архипастырское послание Эгберта, архиепископа Йоркского, 732–766 гг. н.э.).
Поскольку в древности верили, что болезни вызываются бесами, то часто звонили в церковные колокола во времена эпидемий. В XVI–XVII веках с появлением чумы колокола звонили либо медленно и размеренно, либо часто и с перезвонами. Это делалось по предписанию тогдашних врачей — считалось, что громкий звук разгоняет тяжелый, зараженный воздух.
Любопытное предание, связанное с теноровым колоколом аббатской церкви в Дорчестере-на-Темзе, гласит, что его звук не выносят змеи и потому они в этом городе никогда не встречаются. В настоящее время Дорчестер — просто маленькая деревушка, но в VII веке в нем располагалась кафедра св. Берина, апостола Уэссекского, который умер и похоронен там в 650 году н.э. Легенда повествует, что он умер от укуса гадюки и с тех пор посредством своего колокола предохраняет народ от подобной участи.
Многие предания утверждают, что церковные колокола живут и мыслят. В присутствии святого или когда неподалеку совершается преступление, они звонят сами собой. Распространена также легенда о том, что можно услышать колокольный перезвон из-под воды в городах, которые существовали прежде, но оказались затоплены. Одна такая легенда связана с озером Бомер в Шропшире. На его месте стоял город — по разным утверждениям, римский или саксонский, который за свою неправедность был уничтожен. Согласно одному из вариантов легенды, в канун Рождества слышится звук того колокола, в который обычно звонят во время Трисвятого гимна, — так он звонил во время полуночной службы, когда вода затопила церковь и город.
Колокольный звон показателен с точки зрения разграничения «чистого» и «нечистого» времени. Во всех славянских традициях известны поверья о том, что некоторые мифологические персонажи показываются на глаза людям и занимаются своей злокозненной деятельностью только после того, как отзвонит колокол. Особо это относится к периоду от Страстного четверга до Страстной субботы, когда колокола, в соответствии с церковным каноном, не звонят вообще. Молчание колоколов — это время их «говения» и «скорби» по поводу кончины и мучений Иисуса Христа. Чтобы нечистая сила не имела возможности торжествовать победу и творить зло, в этот период принято было заменять колокольный звон другими звуками — парни ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старухи били ветками по церковному полу или скамьям в костеле (в Словении это называлось «идти на барабан»).
По украинским поверьям, колокольный звон вынуждает раскаиваться клятвопреступника. Согласно сербскому верованию, если во время какого-нибудь разговора зазвонит колокол, то все сказанное в это время считается непреложной истиной. У восточных славян и поляков колокольный звон останавливает вора, убегающего с места преступления, вынуждая его вернуться назад: вожжи, привязанные к церковному колоколу, заставляют конокрада оставить свою добычу.
Все содеянное в то время, когда звучал колокол, освящалось присутствием высшей силы, ее соучастием в деятельности человека. Именно поэтому, вероятно, праздничный колокольный звон (особенно на Рождество у южных славян и на Пасху в католических традициях) воспринимался как сакральное время, благоприятное для начала («заделывания») многих хозяйственных работ и совершения разнообразных магических действий. В Сербии и Македонии под звон колоколов на Рождество женщины трижды пускали челнок по ткацкому станку, чтобы в течение года им легко ткалось; кузнец трижды ударял по наковальне, а колесный мастер — по дереву, чтобы в течение года у них была работа. В хлеву хозяин проводил скребницей по каждому животному и задавал им немного корма, чтобы скот был здоров и приносил приплод; хозяйка завязывала в это время очажные цепи, «замыкая» тем самым на весь год пасти волкам и змеям. В Сербии пасечник под звон колоколов на Рождество обвязывал ульи специальной нитью, чтобы рои не разлетались; в Моравии делали то же самое, чтобы кто-нибудь не похитил пчел; в Ярославской губернии во время звона колоколов на Пасху желающие избавиться от бородавок должны были потереть их костью мертвеца: во многих славянских традициях под пасхальный колокольный звон люди умывались у источников, чтобы быть здоровыми, а девушки — чтобы быть красивыми и избавиться от веснушек. Под звон колоколов на Рождество девушки гадали о замужестве.
Колокола способны воздействовать на вегетацию культурных растений. На Украине и в восточной Польше на Пасху парни попеременно забирались на колокольню и звонили в колокола: считалось, что у того, кто сделает это раньше и громче других, лучше уродится гречиха. В России женщины звонили в колокола на Пасху, надеясь на то, что у них вырастет высокий лен. У западных славян под звон колоколов в Страстную субботу, когда он возобновлялся после перерыва, трясли плодовые деревья, чтобы они лучше плодоносили.
Звон колоколов использовался для разгона градовых туч, при приближении которых принято было звонить в колокола; иногда для этого даже устанавливали специальные колокола. Словенцы считали, что тот колокол, который раньше других зазвонит на Троицу, будет иметь большую силу воздействия на градоносные тучи. Полагали также, что колоколов боится нечистая сила, насылающая тучи или управляющая ими. Звонили в колокола и при солнечном и лунном затмении, чтобы демонические существа, похищающие или пожирающие солнце и луну, оставили их. Полагают, в частности, что звуки колокола в один из весенних праздников могут разбудить предков и донести до них весть о наступлении праздника.
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к богослужению, выражать торжество церкви, возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужения.
Русский православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. В основе православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря своему внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владению техникой исполнения может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного богослужения.
Полюбив колокольный звон, русский народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Поэтому он служит не только указанием времени богослужения, но и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение. Колокольный звон разделился на три основных вида: благовест; перезвон, перебор; собственно звон.
Благовест — это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном возвещается о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.
Перезвон — это перебор колоколов от самого большого до самого маленького или наоборот, с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.
Собственно звон — это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам этой группы относятся праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем, что является итогом его творческой работы и самовыражения.
Бытовавшее в древности на Руси поверье, что если ударить над тяжелобольным человеком в колокол, то он может выздороветь, получило неожиданное научное подтверждение.
Ученые обнаружили, что уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов. За счет специфического распределения мощности звуковой волны структуры микробных клеток приходят в резонанс и разрушаются.
Сегодня в литературе можно найти много информации о тонком энергетическом строении человека, системе чакр («чакра» в переводе с санскрита — «колесо», «вихрь»). Чакры представляют собой постоянные лептонные образования, по форме похожие на спиралевидные конусы. Чакры аккумулируют, трансформируют и перераспределяют различные виды энергии, необходимые для жизнедеятельности человека.
Работа с чакрами, их активизация проводится с помощью особых звуковых вибраций — мантр (например «ОМ» или «АУМ»).
Колокола также имеют форму особых конусов. Звук, издаваемый колоколом, соответствует звукам мантр. Таким образом, звучащие колокола входят в резонанс с энергосистемой человека. При этом происходит активизация работы чакр, усиливаются токи энергий. Увеличивается общий энергопотенциал человека. Происходит гармонизация всех органов и систем человека, как на уровне физического тела, так и на тонких планах.
Колокола — это мощные гармонизаторы пространства, которые помогают человеку входить в резонанс с гармонией Вселенной, обретать физическое, энергетическое, психическое и духовное здоровье.