Однажды я услышала от своего друга-философа ответ на вопрос, чему важнее всего учиться человеку. «Создавать узы и выбирать», — сказал друг. И сегодня, когда ученые серьезно обсуждают новые эволюционные теории, я все чаще вспоминаю этот фрагмент из нашего разговора.
Сейчас активно развивается новая экологическая модель эволюции, в основе которой лежит системный подход к концепции жизни. Сама жизнь в рамках этой модели рассматривается как единое космическое явление. В теории Геи, например, выдвинутой в рамках экологической модели британским ученым Джеймсом Лавлоком и американским исследователем Линн Маргулис, планета Земля рассматривается как живое существо, разные уровни жизни которого влияют друг на друга.
Предполагается, что эволюция протекает под воздействием геологических и космических процессов, дающих импульс развитию живых систем на земле. Причем, эволюционные импульсы распространяются «сверху вниз» от высших уровней жизни к низшим: от биосферы к экосистемам, сообществам, популяциям, организмам, геномам. В экологической модели также предполагается, что эволюция жизни — процесс не хаотичный, а закономерный и направленный. И сама способность развиваться заложена в самую сердцевину жизни, это ее основа, которую нельзя удалить, не уничтожив саму жизнь.
Один из авторов экологической модели эволюции чешский физик-философ Фритьоф Капра считает, что созидательная способность развиваться от простого к сложному, порождая новые связи и формы — это основополагающее свойство всех живых систем. В своей книге «Скрытые связи» Фритьоф Капра приводит доводы, которые свидетельствуют, что земная жизнь эволюционирует не как множество разрозненных объектов (организмов, видов, популяций), каждый из которых озабочен лишь собственным выживанием и должен полагаться только на себя. Это единая система, развитие которой зависит от способности ее элементов взаимодействовать и дополнять друг друга.
Экологическая модель рассматривает природу и человека тоже как единую систему и предполагает, что социальная жизнь человека развивается по универсальным законам эволюции. Предполагает и переосмысление роли мышления человека: делается акцент на синтез, а не анализ, на нелинейность и целостность вместо дробления на части. В рамках экологической модели лучшее в человеке — потребность сопереживать и разделять — оказывается продолжением и развитием генеральной линии эволюции. А значит, будут развиваться и новые ценности: кооперация и партнерство вместо конкуренции и господства, сохранение культуры вместо экспансии.
Вот и получается, что для человека создавать узы с разными людьми, объединяться, дополняя друг друга, не только естественно, а, в некотором смысле, предопределено.
Дополнительные материалы:
- Эволюция: от лат. evolutio — «развёртывание»
- Джемс Лавлок: персональный сайт
- Маргулис: персональный сайт
- Фритьоф Капра: персональный сайт