Основным вопросом философии, как античной, так и современной, является сам человек со всеми его сложными взаимосвязями: мышлением, чувствами, волей. Именно к философии мы обращаемся в поиске ответов на вечные вопросы: есть ли смысл в этом большом мире, и если смысл есть и я часть мира, то в чем моя миссия? Какие навыки полезно развивать, чтобы быть на одной волне с общим течением жизни?
Сегодня активно развивается новая область знаний – когнитивные науки (от лат. cognitiо – познание), которые объединяют шесть дисциплин, изучающих человека: антропология, лингвистика, психология, нейрофизиология, искусственный интеллект и философия. Философии отводится особая роль – задавать правильно вопросы, которые помогают направлять остальные дисциплины в своих исследованиях и осмысливать получаемые результаты. Именно смыслы того, что ученые открывают в своих исследованиях, помогают современному человеку эволюционировать – понимать законы развития, ставить цели и достигать их. Так, современная палеоантропология, изучая резкое изменение размера мозга наших предков, выдвинула гипотезу о коэволюции социальных навыков, когнитивных способностей и культуры человека, которая самым непосредственным образом касается нашей повседневной жизни.
Было обнаружено, что за последние полтора-два миллиона лет мозг человека вырос примерно в три раза: от 400 до 1500 см3. Проанализировав множество фактов, ученые предположили, что причина такого скачка связана с развитием способности к социальному обучению – передаче полезных навыков от одной особи к другой. Более того, эта способность ускорила эволюцию разумных существ.
Идея о том, что социальные навыки влияют на биологическую эволюцию умных животных, была высказана еще в 1985 году американским генетиком Алланом Уильямом. По Уильяму животные с медленной сменой поколений, например слоны, проявляя в своем поведении изобретательность, передают новые навыки сородичам. Как результат, все животные начинают пользоваться тем, что было «открыто» одним из них. Когда многие особи одновременно практикуются в новых навыках – это изменяет условия их существования. Навыки копятся, их разнообразие растет, что требует от особей еще большей эффективности в обучении, а значит и в росте мозга. При этом биологическая эволюция естественным образом отбирает гены самых хороших учеников.
В дальнейшем эта идея ускорения эволюции за счет умных и прилежных учеников была развита Кевином Лаландом – английским биологом-эволюционистом. Опираясь на данные антропологии, Лаланд обосновывает гипотезу о совместной эволюции социального обучения, умственных способностей и культуры гоминид (семейства наиболее прогрессивных приматов и человека), предполагая, что такая коэволюция поддерживает и ускоряет сама себя, как автокаталитический процесс. Российский палеонтолог Александр Марков так описывает этот механизм: ученики социальных навыков развивают умственные способности, что закрепляется в виде культурных традиций. Сама культура при этом становится богаче, она создает условия для более эффективного обучения и сама ускоряет эволюцию.
Какие же это социальные навыки, которые одновременно ускорили эволюцию человека и развили культуру? Ученые предъявили к этим навыкам два требования: сложность и полезность. Вследствие сложности у обучающихся развивается мозг. Под полезностью подразумевается, что навык будет культивироваться многими. При этом круг навыков затрагивает все грани жизни: новые орудий труда, новые технологии, навыки совместного сосуществования, знания законов природы, саму передачу знаний ученикам. Природа естественным образом отберет гены тех учеников, которые усвоили опыт наилучшим образом. Именно в распространении генов хороших учеников и состоит суть гипотезы культурного драйва.
Требования сложности и полезности социальных навыков, выдвинутые антропологами, поддерживают специалисты и других когнитивных дисциплин. Нейрофизиологи утверждают, что для эволюции человеческого мозга, ему нужны трудные задачи. Поэтому они считают важным для человека: читать сложные тексты, над которыми придется размышлять, слушать сложную музыку, задавать себе вопросы, на которые трудно найти окончательные ответы, наблюдать, экспериментировать, изобретать. Среди полезных социальных навыков сегодня ученые особо выделяют способность дружить и способность быть благодарным. Так как естественный отбор благоприятствовал эволюции нашего вида как групповых и просоциальных существ, а навыки сотрудничества и общения были и остаются ключевыми для нашего когнитивного развития, именно они несут ответственность за наше мышление, рассуждения, чувства и самовыражение.
В свое время известный физик Лев Ландау поделился формулой счастья. Он сказал, что вывел ее из трех составляющих: работа, любовь и общение с людьми. Работу Лев Давидович поставил на первое место, но нельзя жить и без постоянного общения с друзьями, коллегами, студентами, бесед на семинарах, писем многочисленных корреспондентов.
В своей книге «Как быть счастливым» Далай Лама XIV поделился полезными социальными навыками буддистского монаха: «Спросите
у людей, какова цель их жизни, и лишь немногие дадут вам четкий ответ, хотя большинство хотело бы иметь такую цель. Мой ответ на этот вопрос очень прост: цель жизни — быть счастливым. Люди не могут быть по-настоящему счастливы, если у них нет дружеских и просто хороших взаимоотношений с другими людьми».
Этот навык быть дружелюбным культивировал и Аристотель. Как истинный ученик своего великого учителя Платона, Аристотель считал, что для эволюции человеческой души, дружелюбие совершенно необходимо, так как оно возвышает душу, наполняет ее благодарностью и приближает к Благу: «Дружба – это не только нечто необходимое, но и нечто нравственно прекрасное, мы ведь воздаем хвалу дружелюбным, а иметь много друзей почитается чем-то прекрасным. К тому же некоторые считают, что добродетельные мужи и дружественные – это одно и то же».
P.S. Судя по тому, как видят эволюцию человека современные ученые, желание изолировать себя от других людей, противоречит ее законам, так как человеку естественно испытывать скорее синдром приручения, чем разобщенности. И детская писательница Ар Джей Паласио тоже так думает: «Если не знаешь, что делать, то лучше грешить добротой: быть вежливым и дружелюбным».
Дополнительный материал
- А. Марков. Коэволюция мозга и культуры – вероятный механизм становления человеческого разума.
- Недружелюбие противоречит эволюции.
https://theconversation.com/ser-borde-es-contrario-a-la-evolucion-141817