Пару лет назад прочитал, что по статистике около трети населения России не знает, что Земля вращается вокруг Солнца. Кстати, далеко не все также знают, в какой стороне света бывает восход. Раньше меня подобное удручало, но чем дальше, тем меньше, хотя бы уже потому, что по сути речь касается не знания, а памяти об услышанном много лет назад на уроке, и не нашедшем применения. Обыденная жизнь наша течет вне подобных вопросов: Солнце ли встает над горизонтом, Земля ли поворачивается к Солнцу новым своим боком. Конечно, напрашивается поспешный вывод: долой абстрактное «теоретическое» знание, даешь конкретные навыки, полезные в жизни — умения обращаться с компьютером, разговаривать с людьми, варить макароны всегда найдут свое применение. Но можно поступить иначе — не отказаться от бессмысленного, а найти его смысл. Понятно, для моряка, летчика, космонавта конкретный смысл уже есть, — это их работа, но для бесконечного большинства остальных?
Среди множества восточных и западных текстов мы изучаем работы Джордано Бруно. Я думаю, это один из тех философов, которым удалось найти глубокий смысл астрономии. Смысл не утилитарный, а мировоззренческий. Земля вращается вокруг Солнца или наоборот — различие в том, кем я себя ощущаю: «центром Вселенной» или ее небольшой частью, связанной с гораздо более великим и значимым Центром — Солнцем. Этот смысл задевает меня, требует перемены в отношении к окружающему, более того, без этой перемены он просто не существует. Этот смысл — мое личное переживание связи с той реальностью, которая мне открылась (и это касается не только астрономии, а любой сферы). В этом случае знание становится частью моего видения и понимания мира, частью того, чем я живу повседневно. Такие размышления привели меня к тому, что теперь я вижу свою задачу в поиске смысла, и в помощи этому поиску, идет ли речь о занятиях математикой и логикой с частными учениками, либо о занятиях с учениками в философской школе. Думаю, в этом и есть философия.