Когда земля была плоской, небесный свод — твердым, а Бог — безжалостно-всемогущим, человеку в этом мире жилось гораздо сложнее. С тех пор мы избавились от множества предрассудков. Но не от всех. Один из сохранившихся до наших дней — иллюзия независимого и самодостаточного существования человека.
Современный человек эгоцентричен. Он готов признать право на существование других людей и иногда даже других живых существ, но себя он в подавляющем большинстве случаев мыслит центром Вселенной. «Мир существует для меня, природа существует для меня, другие люди существуют для того, чтобы я смог реализоваться и стать счастливым», — так принято сегодня думать. Хотя, конечно, вслух мы скажем другое.
Поскольку мировоззрение человека во многом определяется современной ему научной картиной мира, корни представления об изолированности и самодостаточности нужно искать именно там. Представление о независимом от других существовании свои истоки имеет в ньютоновской механике, понимавшей физические объекты отдельными, изолированными и постоянными, а действующие между ними силы — возможными, вероятными, не постоянными. Говоря проще, в физике того времени объекты существуют точно, но взаимодействуют они между собой или нет — это еще надо посмотреть.
Кванты все перепутали
Со времен Ньютона прошло три столетия, и мир сильно изменился. Сегодня физическую реальность точнее всего описывает квантовая механика, а она дает совершенно новые интерпретации основных законов существования.
Возьмем, скажем, квантовую перепутанность. Элементарные частицы запутаны, перепутаны, связаны. С момента Большого Взрыва и до нашего времени они находятся в таком состоянии. Воздействие на одну из них моментально, автоматически вызывает реакцию другой. На квантовом уровне мир пронизан взаимосвязями, элементарные частицы не изолированы друг от друга. Но, поскольку весть макромир состоит из этих элементарных частиц, можете себе представить, какое невероятное количество взаимосвязей пронизывает все мироздание!
Квантовая механика изменила наше мировоззрение. Теперь явными, очевидными, объективными являются взаимосвязи. А вот сами материальные объекты и их физические характеристики (координата, скорость, ...) могут быть определены лишь с какой-то долей вероятности. Или, проще говоря, взаимосвязи между объектами этого мира более реальны, чем сами объекты!
Квантовая перепутанность. Мир — огромное связанное полотно, в котором нет изолированных частей
Красота буддийской пустоты
Совершив революцию в научном мировоззрении XX века, в философском смысле квантовая механика не принесла чего-то принципиально нового. Потому что за два с половиной тысячелетия до ее появления Будда уже говорил о связанности и неизолированности этого мира. В его учении это представление получило название «пустота». Этот принцип формулируется следующим образом: мир пуст от независимого существования. Все, что в этом мире существует, связано с чем-то еще и взаимообусловлено.
Это не так просто принять, но буддисты хорошие логики, и они легко доказывают это положение своего учения. Если мы возьмем любой существующий в этом мире предмет (например, автомобиль), то буддист легко обнаружит три основные типа присущих ему зависимостей или взаимосвязей:
- Автомобиль зависит от огромного количества условий, благодаря которым он появился в этом мире.
- Автомобиль зависит от всех материалов, из которых он изготовлен.
- Автомобиль зависит от нашего знания о нем (это сложнее понять, но это так: мы называем автомобиль автомобилем и связываем с этим определенные чувственные восприятия и воспоминания).
Итак, для буддиста одной из двух основополагающих истин является взаимообусловленность. Никто и ничто не существует отдельно от других, все взаимосвязано, мое эго если и существует, то только как результат существования эго других живых существ.
Символ Шуньяты, пустоты
И греки туда же
Примерно в то же время, когда Будда проповедовал Дхарму на Востоке, на Западе Платон закладывал фундамент современной философии. Возможно, время было такое, возможно, что-то еще, но уж слишком много параллелей осталось между учениями этих двух великих мудрецов. И одна из таких параллелей — в понимании взаимозависимости.
Философия Платона — политическая; он рассматривает каждого человека как неотъемлемую часть общества. Поэтому и о взаимозависимости он говорит именно в политическом ключе: каждый человек рожден в обществе и именно поэтому не может и не должен чувствовать себя от этого общества отдельным. Более того, существование в обществе и принятие этого общества накладывает на человека определенные нравственные обязательства. В своем диалоге «Критон» Сократ ведет следующий воображаемый разговор с законами отечества:
Во-первых, не мы ли родили тебя? Не чрез нас ли твой отец женился на твоей матери и дал тебе жизнь? Говори же, порицаешь ли ты за какие-нибудь недостатки те из нас — законов, которыми скрепляются брачные узы?
— Не порицаю, сказал бы я.
— А те, которые заведуют воспитанием и образованием рожденного, и под управлением которых образован сам ты? Разве законы, заведующие этими делами, нехорошо предписали, чтобы твой отец научил тебя музыке и гимнастике?
— Хорошо, отвечал бы я.
— Конечно; но получив от нас бытие, воспитание, можно ли тебе, во-первых, сказать, что ты и не потомок наш и не раб? Можешь ли сказать это и за себя и за своих предков? А если так, то думаешь ли, что твои и наши права равны? Думаешь ли, что когда мы решаемся предписать тебе какое-нибудь дело, — ты имеешь право противодействовать нашим предписаниям? Да твое право не равнялось и праву твоего отца, и праву господина, если он бил тебя; потому что, страдая, тебе непозволительно было подвергать страданию, слушая брань, противоречить, принимая побои, бить, — и многое тому подобное. Ужели же позволительно тебе делать это в отношении к отечеству и законам, так что, когда мы, опираясь на свое право, намереваемся погубить тебя, ты решаешься, сколько от тебя зависит, погубить нас — законы и отечество, и говоришь, что твой поступок справедлив, — говоришь ты, истинный ревнитель добродетели? Такова-то твоя мудрость! Ты забыл, что отечество почтеннее и матери, и отца, и всех предков; что оно досточтимее, священнее, выше их и пред богами, и пред людьми умными; что пред ним должна благоговеть и, когда оно гневается, покорствовать и угождать ему более, чем отцу; что повелевает ли оно делать, — надобно или уговорить его, или делать, предписывает ли страдать, — надобно страдать, притом молча.
Таким образом, Платон усматривает в самом факте рождения человека в том или ином месте или обществе определенную связь человека с ними. Связь и ответственность перед ними. Человек не один, не сам по себе, он часть большего целого.
Казнь Сократа. Действие диалога «Критон» происходит в тюрьме за три дня до смерти Сократа
Я существую, потому что мы существуем
Возможно, одно из самых ярких своих выражений принцип взаимозависимости получил в южноафриканской философии Убунту. Девиз Убунту — «Я существую, потому что мы существуем». Само мое существование нуждается в твоем существовании. Мы не существуем сами по себе, а являемся выражением нашей зависимости друг от друга, от сообщества, от окружения.
Архиепископ Десмонд Туту считает, что Убунту — это способ принести мир и успокоение стране, долгое время терзаемой ужасами апартеида и глубокой ненависти. Он говорит: «Самодостаточное человеческое бытие недостойно. У меня есть достоинства, которых нет у вас, — стало быть, я уникален. У вас есть достоинства, которые у меня отсутствуют, — следовательно, вы уникальны. Бог сотворил нас нуждающимися друг в друге. Мы созданы быть объединенными тончайшей сетью взаимозависимости».
(Из книги Вика Мэнсфилда)
Интересно, что идея взаимозависимости была положена в основу коллективных разработок свободно распространяемого программного обеспечения. В частности, одна из разработанных таким образом операционных систем получила название «Убунту».
Логотип операционной системы «Убунту»
А что сейчас?
Кому-то может показаться, что речь идет о слишком возвышенных понятиях, принятых и употребляемых в элитарных интеллектуальных кругах или лишь в седой древности. Но это не так. Современные ученые и общественные деятели разными путями приходят к осознанию актуальности вечной истины о взаимозависимости. Дадим, например, слово Николе Тесле, отцу современного электричества:
Когда мы говорим о человеке, мы имеем в виду человечество в целом, и прежде чем применить научные методы к исследованию его движения, мы должны признать, что движение есть физическое явление. Но может ли сегодня кто-нибудь сомневаться, что миллионы индивидуумов и все бесчисленные группы и характеры составляют единое целое? Хотя мы и различны в мыслях и действиях, мы образуем цельное единство, подобно звездам на небосводе, связанные неразрывными узами. Мы не можем видеть эти связующие нити, но мы можем их ощущать. Я порезал себе палец, и мне больно: этот палец — часть меня. Я вижу друга, испытывающего боль, и это причиняет страдание и мне: мой друг и я едины. А теперь я вижу сраженного врага, сгусток материи, из всех материальных сгустков он менее всего заботит меня, и всё же это зрелище глубоко печалит меня. Не является ли это доказательством того, что каждый из нас лишь часть целого?
Веками эта мысль провозглашалась в мудрейших религиозных вероучениях, возможно, не только как средство поддержания мира и гармонии среди людей, но и как глубоко обоснованная истина. Буддист выражает ее одним способом, христианин — другим, но оба говорят об одном и том же: мы — одно целое. Метафизические доводы, однако, не единственные доказательства, которые мы в состоянии привести в поддержку этой идеи.
(Из автобиографии «Мои изобретения»)
Никола Тесла
Новое мировоззрение
Джордано Бруно отдал жизнь, чтобы поведать человечеству о законах природы, о бесконечности Вселенной и других мирах, где также существует жизнь. Земля перестала быть плоской, человек сегодня ощущает бесконечность мироздания. Мы иначе смотрим на мир.
Учение о взаимозависимости, будучи понятым и примененным, способно совершить не меньшую революцию в умах. Человек — не центр мира. Мое эго условно. Мое благо, мое будущее, мое счастье не может существовать в отрыве от других людей. Мы части одного организма, мы экипаж одного корабля, мы участники одной игры. Никто не лучше и не хуже. Мы просто ВМЕСТЕ.