Часто на наших занятиях звучит мысль о том, что в традиционных обществах было принято учиться у природы. В Древнем Египте, Древней Индии, да даже в античные времена (у стоиков) этот подход был широко распространен. В чем его суть? Попробуем понять на примере. И для примера возьмем, скажем, круговорот воды в природе. Чему он может научить?
Практической пользы вроде никакой, но дело совсем не в практической пользе. Вопрос не в том, как использовать закон природы. Нужно постараться понять его суть и провести параллели с собой, своей жизнью и своим мировосприятием. Попробуем.
Вода. Она вокруг нас: реки, озера, моря и океаны. Ее очень много, мы ее видим. Вода испаряется, переходит в газ (пар) и становится невидимой. Она исчезает? Нет. Она есть, просто в другом состоянии, невидимом для нас. Она не исчезла, просто пока недоступна нашему зрению, она изменила форму. Пар поднимется в небо, сконденсируется, превратится в облака. И в какой-то момент гроза заставит его вернуться на землю в виде дождя или снега, чтобы вода вновь начала долгий, извилистый и непредсказуемый путь к морю.
Наблюдательные люди видели в этом процессе рождение, жизнь, смерть и новое рождение воды. И видели параллели с жизнью человека. Ведь человек тоже рождается, проходит свой неповторимый путь, умирает и... Исчезает? Но почему? Ведь в природе ничто не исчезает, все только трансформируется. Почему с человеком должно быть иначе? Человек умирает, и мы его уже не видим. Означает ли это, что человек исчез? Или, быть может, он просто перестал на время быть доступным нашим несовершенным органам чувств? И когда-то, когда придет время и он будет готов вернуться, все повторится вновь...
Кто знает? Будем продолжать наши наблюдения, быть может, нам откроются новые тайны!