Для многих из нас, особенно для жителей больших городов, время – это нечто, чего всегда не хватает. Мы торопимся, чтобы не опоздать, чтобы закончить вовремя работу, пытаемся не проспать… Список этот бесконечен. Если бы нашелся волшебник, который дал нам чуть больше времени, чтобы мы все успели! Если бы кто-нибудь научил, как остановить его бег… Оно утекает, как песок сквозь пальцы.
Пандемия коронавируса многое изменила в нашей жизни: наше отношение ко времени, наши ощущения настоящего и представления о будущем.
Во время карантина мы все сидели по домам и спрашивали друг друга: «Когда же мы снова вернемся к привычной жизни?» Время, которое всегда так быстро летело, вдруг замедлилось.
Но, пока я писал эту статью, жизнь стала возвращаться в привычную колею, и это многих застало врасплох. Время набрало обороты и вновь летит с огромной скоростью.
Поговорим же немного о времени, о том, как оно движется, и как мы его используем. Время – очень конкретная материя, с ним связана вся наша повседневная жизнь. И, вместе с этим, это самое трудноуловимое и абстрактное для нас понятие.
«Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему: нет, не знаю». (Блаженный Августин)
Мы все знаем о существовании времени, но никто не может объяснить, что это такое. Время можно измерить, но для разных людей оно течет по-разному. Один и тот же промежуток времени одному человеку покажется долгим, а другому слишком коротким. Одни и те же десять минут могут как тянуться, так и пролететь мигом, в зависимости от обстоятельств. Бывает, что время выступает в роли союзника, а иногда становится злейшим врагом, с которым приходится сражаться. Выходит, не только сложно объяснить, что такое время. Мы и воспринимаем его по-разному, в зависимости от того, чем мы заняты, как и когда мы этим заняты.
Этот вопрос помогут прояснить два греческих философа-досократика, с чьими идеями я познакомился на лекциях философской школы «Новый Акрополь».
Гераклиту из Эфеса (жил примерно в 500 г. до н.э.) приписывают знаменитую фразу Panta Rhei : «Всё течёт». В своих размышлениях он использовал образ постоянного потока. Гераклит утверждал, что у вещей нет ни начала, ни конца. В мире всё течёт, всё движется. От него пошла знаменитая поговорка: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», означающая, что нет ничего неподвижного. Всё меняется со временем, ничто не остаётся прежним.
Парменид Элейский, другой греческий философ, примерно в то же время сказал, что в действительности изменений не существует; есть только единое Бытие: вечное, однородное и неизменное. Бытие неподвижно, поскольку движение предполагает возникновение или прекращение существования, то есть двойственность. А двойственность не может быть Единым.
Может показаться, что эти два мыслителя противоречат друг другу. Ведь один утверждает, что всё находится в постоянном движении, включая время, другой говорит, что в действительности ничто не изменяется и вечно существует. Однако если внимательно взглянуть на каждое учение, мы увидим, что оба они истинны. Более того, сравнительное изучение даёт нам возможность более разносторонне взглянуть на жизнь.
Парменид не утверждает, что движения нет. Он объясняет, что движение существует только в восприятии человека, который сам рождается и умирает, чье тело возникает и исчезает, напоминая игру света и тени. В темноте вещи как будто перестают существовать, потому что мы их не видим. Но они вновь возникают для нас, когда становится светло.
Эта мысль не нова. Во все времена философы Востока и Запада находили объединяющие элементы внутри многообразия, единое во множественности, постоянство в меняющемся мире.
Подобно тому, как прозрачный луч проходит сквозь призму и проявляется разными цветами, Жизнь, не имеющая формы, единая и неизменная, «излучает» из себя множество временных форм.
Вернемся к вопросу о времени и посмотрим на него в этом ключе.
С одной стороны, есть время, в котором происходят все события, «хронологическое» время. С ним мы хорошо знакомы, это наше повседневное время, где одна секунда равна другой. Оно всегда безостановочно течёт вперед и соединяет прошлое, настоящее и будущее. Этому времени подчиняются все материальные формы. В нем все находится в постоянном движении, у всего есть начало и конец, и поэтому «хронологическое» время все события превращает в срочные. Мы должны успеть сделать все, что хотим, до того, как истечет срок. Поэтому нам всегда не хватает времени.
Но иногда, когда мы отвлекаемся от напряженной гонки, то можем почувствовать, как время замедляется. Если просто сесть с закрытыми глазами, можно ощутить другое его течение. Остается только настоящее, движение замедляется или полностью останавливается. В эти моменты можно пережить другое качество времени, которое можно назвать священным временем.
Древняя традиция богата разными техниками, которые помогали человеку понять то, что лежит за пределами материального и изменчивого. Они учили преодолевать завесу иллюзии, скрывающую невыразимую форму Бытия. Они спасали человека от привязанности к преходящим заманчивым вещам, чтобы он мог направить свой взгляд на собственную сокровенную суть и смысл жизни.
Мы ежедневно гонимся за временем, и в этой спешке упускаем что-то действительно важное. Нас так захватывает сама деятельность, что мы забываем о её цели.
Мы постоянно жалуемся на отсутствие времени, но когда внезапно появляется свободный час, не знаем, что с ним делать.
Стоит ограничить нашу деятельность, как мы начинаем больше есть, смотреть бессмысленное кино... Наверное, это происходит потому, что мы не помним, зачем мы живем и как быть наедине с самими собой.
Пожалуйста, не ждите, чтобы все вернулось к «нормальному» порядку. В этом случае нас снова поглотит повседневная спешка и суета. Давайте будем использовать время с умом, сажать семена лучшего будущего, в первую очередь, внутри самих себя.
Важно найти время для переоценки своих чувств, своих мыслей и намерений, своих слов и действий, чтобы лучше согласовать их с реальностью, с добрым, с прекрасным. Внутри каждого человека есть верный компас. Тот, кто его обнаружил, больше не теряется.
Время – это особый дар, надо только научиться им пользоваться. Об этом говорит философ-стоик Сенека в трактате «О скоротечности жизни»: «Нет, не мало времени мы имеем, а много теряем. Жизнь дана нам достаточно долгая, и её с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить её с умом. Но если она не направляется доброю целью, если наша расточительность и небрежность позволяют ей утекать у нас меж пальцев, то, когда пробьет наш последний час, мы с удивлением обнаружим, что жизнь, течения которой мы не заметили, истекла. Именно так: мы не получили короткую жизнь, а сделали её короткой. Мы не обделены ею, а бессовестно её проматываем».
Перевела Елена Молоткова
Оригинал статьи: https://library.acropolis.org/all-the-time-in-the-world/