В Древней Греции искусство танца находилось под покровительством музы Терпсихоры. И само имя музы несло в себе отпечаток ритма и гармонии:
«Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где всё движется в ритме, согласно неписаным законам» (Делия Стейнберг Гусман).
Совместное движение, согласованность и соразмерность ритмов — это то, что свойственно частям в целом. Наблюдая за небом, греки открыли, что Вселенная — это единое живое целое, в котором гармонично сочетаются все части, которое задумано и живет по математически выверенным законам, устанавливающим порядок. В диалоге «Тимей» Платон так характеризует этот небесный порядок:
«Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос (порядок) есть живое существо, наделённое душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения» [1].

Орбиты Земли и Венеры при таком совместном танце оставляют в небе след в виде цветка с пятью лепестками и Солнцем в центре.

Математичность такого планетарного танца не ограничивается только геометрическим рисунком. Она отражена и в периодах обращения планет вокруг Солнца. После восьми земных и тринадцати венерианских лет точка, соединяющая орбиты этих планет, возвращается к своему первоначальному положению с точностью до 99,9 %. В этом легко убедиться: 8 земных лет (с 365,356 днями в году) — это 2922,05 дня, а 13 лет Венеры (с 224,701 днями в году) — 2921,11 день. Те, кто знаком с рядом Леонардо Пизанского — средневекового математика, названного Фибоначчи, — отметят эти два числа: 8 и 13, так как они являются элементами этого ряда.
Ряд Фибоначчи — числовая последовательность, выстроенная определённым образом. Первые её значения равны 0 или 1, а каждое последующее представляет собой сумму двух предыдущих. Так, 0+1=1, 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5, 3+5=8, 5+8=13 и т.д. Геометрический образ этой последовательности назван спиралью Фибоначчи. Она строится следующим образом: круговые дуги соединяют противоположные углы квадратов со стороной, равной члену этой последовательности.

Числа Фибоначчи особо проявляются в живых системах. Так, порядок расположения листьев (или почек) растений описывается числами Фибоначчи. На этой фотографии растение алое многолистное, в котором можно рассмотреть спираль Фибоначчи.


Не только Земля и Венера движутся согласовано и гармонично, напоминая единый ритм, — геометрические образы орбитального движения любых других двух планет Солнечной системы также симметричны и уникальны.


Самые знаменитые геометрические фигуры, круг и квадрат, отмечены и через размеры Земли и ее спутника Луны. Давайте сравним периметр пунктирного квадрата, описанного вокруг диаметра Земли, с длиной пунктирной окружности, заключающей в себе одновременно диаметр Земли и Луны.

Радиус Земли — 3963 мили.
Радиус Луны — 1080 миль.
Периметр пунктирного красного квадрата равен четырем диаметрам Земли = 4×7926 миль = 31 704 миль.
Окружность пунктирного синего круга равна 2πx радиус = 2×3.142×5043 миль = 31 690 миль.
Результат этого расчета тоже удивителен: периметр такого квадрата и длина такой окружности совпадают с точностью до 99.9%.
Возможно, круг, включающий орбиты Земли и ее спутника, символизирует единство этих небесных тел. Квадрат, соразмерный по периметру кругу, — часть этого единства.
Планетарное движение в ритме вальса
Совместные ритмы планет нашей Солнечной системы оказываются не единичными в нашей галактике. Недавно ученые открыли систему, в которой планеты движутся вокруг своей звезды в особом резонансе3. В близлежащей к нам системе, известной как HD110067 и расположенной от нас на расстоянии 105 световых лет, обнаружено шесть планет, вращающихся вокруг центральной звезды в ритме, напоминающем вальс. Исследователи отмечают, что эта система представляет собой редкий случай «синхронизированного» гравитационного взаимодействия. И наблюдение за этой системой позволяет нам глубже понять, как формируются и эволюционируют планеты. Уникальность HD110067 с планетами субнептунами (газовыми гигантами, которые по размерам больше Земли, но меньше Нептуна) заключается в том, что она сохраняет свой первоначальный резонанс, когда периоды обращения планет вокруг своей звезды соотносятся как натуральные числа.
Если ближайшая к звезде планета совершает три своих оборота вокруг звезды, то следующая за ней успевает обернуться два раза. И этот ритм 3/2 повторяют вторая и третья планеты, а также третья и четвертая. На каждые шесть витков первой самая удалённая от звезды планета совершает ровно один оборот. Когда четвёртая планета завершит свой четвёртый оборот, пятая обернется три раза. И этот ритм в 4/3 сохранится для пятой и шестой планет. Система HD110067 с подтверждёнными шестью планетами образует цепочку резонансов с отношениями орбитальных периодов 3/2—3/2—3/2—4/3—4/3.

Удивительным для ученых оказалось не сильное гравитационное взаимодействие, а сам резонанс планет, который, как они предполагают, сохранился со времени образования системы миллиарды лет назад, что наблюдается крайне редко. Как правило, планеты вокруг звезд формируются в резонансе, но впоследствии он легко нарушается. В результате только около 1% всех систем остаются в изначальном резонансе. Поэтому HD110067 ценна для исследователей, так как показывает первозданную конфигурацию планет, сохранившуюся нетронутой.
Платон был прав?
По представлению Платона, Космос творился Демиургом по идеальным образцам, которые были отражены в идеальных образах. Сегодня мы их называем правильными геометрическими телами, или платоновыми телами. Каждая из сторон платонова тела представляет собой правильный многоугольник — равносторонний треугольник, квадрат, пятиугольник. Их гармоничное сочетание и позволило Демиургу породить весь видимый мир — от Космоса до человека. Изначально запустив в движение небесные тела, Демиург придал их орбитам круговые формы и сочетал совместным ритмом:
«Как было упомянуто вначале, все вещи являли состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую из них к согласию с самой собою и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмерности. Ведь доселе в них не было ничего подобного, разве что по какому-нибудь случайному совпадению, и вовсе не к чему было применить те имена, которыми мы ныне именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи; бог впервые все это упорядочил, а затем составил из этого нашу Вселенную — единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как смертные, так и бессмертные» (Платон. Тимей) [1].
Но так как всё, отпущенное Демиургом в движение, наделено свободой воли, которая в мире материи несколько уклоняется от воли Демиурга, синхронность и ритм небесных тел постепенно нарушаются. Как ни удивительно, но такое представление Платона о рождении и развитии Космоса согласуется с тем, что открывают учёные сегодня, наблюдая за жизнью неба с помощью мощных современных телескопов.
Использованная литература:
1. Платон. Тимей.
2. Сакральные знаки, цифры и символы. Джон Мартино. Миральда Ланди, Джеймс Мартино и др. Москва, 2020. httmEksmo.ru. A Little Book of Coincidence: In the Solar System (Wooden Books). A Little Book of Coincidence: In the Solar System (Wooden Books).
R. Luque, A resonant sextuplet of sub-Neptunes transiting the bright star HD110067, R. Luque, Nature, 2023. DOI: 10.1038/s41586-023-06692-3 www.nature.com/articles/s41586-023-06692-3.