Когда нам хорошо, мы наслаждаемся природой и поэзией, а когда наступают трудные времена, — вспоминаем о философии. Ведь наши с вами трудные времена не первые, и когда-то люди уже находили решения для тех проблем, что тревожат нас сегодня. Возможно, именно поэтому именно в трудные времена так стремительно развивается философия. Например, философия стоиков.
Философия стоицизма существовала на рубеже новой эры и во многом определила мировоззрение интеллектуальной элиты Древнего Рима. Римская империя проходила сложные и переломные для себя этапы, сопровождавшиеся удивительно знакомыми нам явлениями: тотальной коррупцией, падением нравственности и утратой точек опоры для духовной жизни человека. Философия стоиков сегодня известна несколькими простыми и ясными правилами. Их понимание и применение может пригодиться и сегодня.
Amor fati (дословный перевод ― «любовь к судьбе») ― латинская фраза, которую можно перевести как «любовь к судьбе» или «любовь к собственной судьбе». Употребляется в речи, чтобы описать определённый подход человека ко всему, что происходит в жизни, в том числе и к страданиям и потерям. «Любящий судьбу» человек воспринимает все события в жизни как нечто хорошее или, по крайней мере, необходимое в силу того, что они являются одними из фактов его жизни и существования. Как следует из этого, события должны иметь место вне зависимости от того, насколько приятными они являются. Говоря короче, amor fati подразумевает принятие и одобрение всех событий и ситуаций, которые происходят в жизни.
Проблемы не внешние, они в тебе
Мы страдаем от столкновения с реальностью, с проблемной для нас реальностью. Точнее, страдаем мы от того, что не в состоянии, как нам кажется, изменить эту проблемность окружающего нас мира. Нам кажется, что мир по отношению к нам устроен несправедливо, и нас мучает невозможность изменить его согласно нашим критериям, по нашим желаниям.
Но мир устроен справедливо. Миром правят законы справедливости, мудрые физические и метафизические законы. И возникающая у нас проблема — это не проблема этих законов. Это проблема нашего неправильного понимания этих законов. Например, если все окружающие люди меня не понимают, если мне трудно установить с ними контакт, то проблема, скорее всего, не в людях и не в законах общения. Проблема в том, что я в чем-то не могу понять и принять эти законы. Не хочу им следовать. Возможно, я слишком высокого мнения о себе, возможно — я несдержан или слишком замкнут, возможно — причина в чем-то еще.
Но самое главное, что стоит запомнить из этой части учения стоиков, — это что проблемность любой возникающей в моей жизни ситуации всегда коренится во мне. Это не такая уж плохая новость, как может показаться на первый взгляд. Ведь если проблема во мне, то в моих силах ее решить. Это очень важный вывод! Ведь если бы проблема была не во мне, то у меня не было и возможности ее устранить: я не могу изменить других.
«На каждой из ступеней ключ находится в самом ищущем». Е. П. Блаватская
Что от меня зависит, а что нет
Второй очень важный аспект стоической философии, который может быть полезен нам сегодня, заключается в правильном понимании происходящего. Наши нервные, волнительные состояния чаще всего возникают из-за того, что мы не в силах, как нам кажется, изменить происходящее.
Например, я собрался на прогулку, а погода испортилась. И меня это бесит. Или я собрался сделать важные покупки, а на работе мне задержали зарплату. Или я собрался в путешествие, а все перелеты отменены вследствие пандемии. Эти и им подобные ситуации выводят из равновесия и отнимают много душевных сил на их обдумывание и переживание.
Но во всех этих ситуациях есть то, на что я объективно не могу повлиять. Я не в силах изменить погоду. Я не могу принять решение о выплате зарплаты. И решения правительства тоже вне моей власти.
Но ведь в самих этих ситуациях нет проблемы!
Проблема в том, что я не могу достигнуть желаемого привычным образом. Значит, по логике стоиков, я не должен волноваться по поводу этих событий. И, наоборот, меня должно волновать то, что в моих силах. Я могу остаться в хорошем настроении и в плохую погоду — это может быть моим моральным выбором. Я не перестану быть хорошим человеком и в старой одежде. Я могу получить нужные мне впечатления и отдых не только в зарубежной поездке.
Я могу в любой ситуации сохранять достоинство, хорошее расположение духа, человечность — это то, что всегда в моих силах и может быть моим выбором. Более того, поступая так, я становлюсь сильнее и буду лучше подготовлен к более сложным жизненным испытаниям.
Послушайте, что говорит об этом известный украинский философ Андрей Баумейстер.
Таким образом, мудрый человек меньше волнуется о том, что не в его власти изменить, но зато много переживает о том, что он изменить может. А изменить он может по большей части лишь самого себя. Эту мысль не так легко принять. Но, хорошо усвоенная, она станет надежным подспорьем в трудные времена.