Эта девочка поражала всех не только своей красотой: далеко разнеслась молва о необычайной разумности Предславы, ее завидном образовании и благовоспитанности. И зачастили сваты к Святославу Полоцкому, ее отцу. Но не мог предполагать князь, назвавший правнучку святого Владимира гордым полоцким именем в честь знаменитых бабушек-княжон, что ее ждет особая судьба.
Святая Ефросинья Полоцкая (1101–1173). |
Тетушка, игуменья, пришла в смятение и никак не соглашалась тайно постричь Предславу в иноческий образ: «Дитя мое, как я могу это сделать? Ты еще слишком юна и не сможешь терпеть тягот монашеской жизни. Отец твой прогневается, когда узнает». Но двенадцатилетняя княжна была непреклонна: «Все видимое в мире сем прекрасно и славно, но вскоре минует, как сон, и, как цвет, увядает. Вечное же невидимое пребывает вовеки». Так говорилось в любимых ее книгах: «Златоструе» с беседами Иоанна Златоуста, «Измарагдаме» Василия Великого и Григория Богослова. И так подсказывало ей сердце, которое она решилась навсегда отдать Богу.
Новооглашенная Ефросинья (имя одной из трех харит, греческих богинь красоты, радости, олицетворения женского начала) радостно облачилась в черные одежды и поселилась в «голубце каменном», пристроенной к Софийскому собору келье. Так осуществила она свою мечту и в то время, когда даже элементарная грамотность считалась для женщины излишней, смогла посвятить себя наукам. В уединении и тиши своей кельи она размышляла, молилась, читала религиозные и философские книги, переводила с греческого и латыни. Именно по этим переводам Древняя Русь начала знакомиться с античными мудрецами.
Софийский собор в Полоцке. XI век, перестроен в XVIII веке |
Она усиленно собирала «благие мысли в сердце своем, яко пчела сот». Используя близкое родство с византийским императором Михаилом Комнином (княгиня София, ее мать, приходилась тому сестрой), Ефросинья получала книги из Константинополя и постепенно собрала богатую коллекцию, которая стала основой уникальной библиотеки при полоцком Софийском соборе.
Но не ради одних наук стала Предслава монахиней. «Так хорошо на Божьем свете, такое приволье кругом, а люди губят друг друга, несут слезы и ужас. Неужели не хватает всем места на земле, чтобы жить в дружбе?» С детства она видела много горя; видела, как каждый год во двор к отцу пригоняли избитых, измученных пленников, как разлучали жен и мужей, уводили детей от матерей. С детства мечтала она помогать людям, стереть хоть одну слезу, вызвать хоть одну улыбку радости.
Об утешении страдающих, исцелении больных повествовало Евангелие, и очень жалела она, что люди мало его читают. Ведь долго переписывать эту книгу, переписчики требуют большую плату, и мало кто может ее купить.
«Я свободна. Буду переписывать и даром раздавать. Пусть люди читают, пусть станут добрее». Ее не пугали трудности ремесла, требовавшего научной подготовки, терпения и художественных навыков. Ефросинья взялась за переписку книг, а вырученные за часть из них деньги щедро раздавала убогим и нищим.
Но и этого ей казалось мало. Она мечтала обучать простых людей грамоте, просветить и сделать их жизнь радостнее. И однажды ночью приснился ей сон: явился к ней ангел, взял ее за руку, привел к церковке Святого Спаса в деревне Сельцо близ Полоцка и сказал: «Ефросинья, здесь тебе подобает быть».
«Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое... Как Ты захочешь, так и сотворишь мне, рабе Твоей!»
Спасо-Ефросиньевский монастырь, заложенный в 1120-х годах. |
Молодой монахине позволили создать женский монастырь. Там она стала обучать и всех желающих женщин-мирянок. «С веселым сердцем начинаю учить», — говорила она, заражая всех своим оптимизмом. Очень скоро к ней присоединились сестры Градислава и Звенислава, такие же преданные и увлеченные. Так появилась, по сути, первая на Руси женская школа. В ней юные девушки учились писать, петь, шить, постигали другие «полезные ремесла», разбирали Закон Божий.
Чем больше становилось учениц, тем сильнее радовалась им игуменья Ефросинья и «всякий день учила сестер своих: старых — терпению и воздержанию, юных — душевной чистоте… поступи кроткой, гласу смиренному, слову благочинному, ядению и питию безмолвному, послушанию мудрейшим, покорности старшим, любви нелицемерной к равным и меньшим; еще учила мало говорить, а больше разуметь».
Теперь смогла она осуществить и свою давнюю мечту — чтобы перепиской книг занимались не единицы, а десятки грамотных людей. В монастырской мастерской — скриптории была налажена специализация: одни мастерицы делали цветные инициалы и заголовки, вторые — миниатюры, третьи — переплеты. Такое разделение труда значительно увеличивало не только количество книг, но и их художественный уровень. Такой же скрипторий появится и в мужском монастыре, который будет основан позже, также усилиями игуменьи Ефросиньи.
С глубокой древности Полоцк был известен как крупнейший центр ремесла и торговли. Он стоял на самом оживленном водном пути — «из варяг в греки»; через полоцкие земли осуществлялись культурные связи Византии с Москвой. К середине XI века на крутом берегу Западной Двины был построен величественный Софийский собор. |
После времени междувластия полоцких и киевских князей в 1132 году полоцкое вече изгнало киевского князя Святополка из города и призвало на престол совсем еще юного Василько Святославича, так как остальные князья были в ссылке.
Ефросинья, сестра юного князя, не могла отсиживаться в стенах своего монастыря в такие трудные времена. Не смущаясь необычностью поступка, она взяла на себя всю полноту светской власти в Полоцке. Не только вдохновенное просвещение, но и мудрое правление оказалось по плечу этой тридцатилетней женщине, и 30–50-е годы ХII века в истории Полоцкого княжества некоторые ученые даже называют полоцким матриархатом — столь необычным для тех времен было правление.
Ефросинья примирила многих князей, бояр и простых людей. Ее молитва о единении Руси, о победе над тьмой разделения помогла Полоцкой земле оправиться от разорительных междоусобиц, наладить мирную жизнь, восстановить торговлю, возродить ремесла.
А еще она возводила храмы. Княжна-монахиня словно притягивала к себе талантливых зодчих, живописцев, ювелиров, музыкантов. В 1159 году к ней пришел зодчий Иоанн, чтобы принять участие в возведении Спасо-Преображенского собора.
Одна из сохранившихся фресок Преображенского собора — лик молодой монахини, настолько выразительный и одухотворенный, что, скорее всего, это портрет реального человека, жившего восемь веков назад. Быть может, это Ефросинья Полоцкая? |
Легенда рассказывает, что для постройки храма не хватало кирпичей. «Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее», — обратилась к Богу Ефросинья. Проснувшись утром, строители увидели печь, полную обожженной, готовой к укладке плинфы.
Собор был окончен ровно за тридцать недель. Как и все, что создавала Ефросинья, он поражает своим изяществом и красотой. Наперекор испытаниям, пережив все бури и лихолетья, Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней. Внутри стены его украшены замечательными фресками, среди которых выделяются изображения Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Одна из самых красивых фресок — лик молодой монахини, настолько выразительный и одухотворенный, что, скорее всего, это портрет реального человека, жившего восемь веков назад. Быть может, это Ефросинья Полоцкая?
…Восемь веков прошло с тех пор, многое изменилось. Но по-прежнему много горя, много слез вокруг. И так не хватает сегодня сердец, готовых сделать все, чтобы стало меньше боли, а больше радости…